Конституция Российской Федерации (ст. 41) гарантирует гражданам бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом государство организует и осуществляет эту социальную функцию за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Устойчивое финансовое обеспечение таких социальных гарантий невозможно без повышения эффективности использования бюджетных средств.
Обычно эффективность определяют как соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами; если точнее, это «достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля». Последние десятилетия отмечены масштабными преобразованиями механизма взаимоотношений «государство — учреждение — гражданин», что связано с условиями деятельности бюджетных учреждений и в первую очередь с объективной ограниченностью бюджетных ресурсов, которые в соответствии с законодательством могут быть дополнены поступлениями из внебюджетных источников.
Останавливаясь на вопросах правового регулирования экономической деятельности в бюджетной сфере, необходимо учитывать особенности сформированного за последние годы экономического механизма государственных (муниципальных) учреждений.
Так, Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [2], кардинально изменившим систему финансирования бюджетных учреждений, было установлено, что финансовое обеспечение оказания социальных услуг в сфере образования, медицины, науки и культуры осуществляется по прямым государственным заданиям, а также по договорам с физическими и юридическими лицами — на платной основе за счет «заказчика».
На наш взгляд, такой подход к финансовому обеспечению деятельности бюджетного учрежд ения позволяет получить двойной эффект: учреждение получает внебюджетные средства за оказание платных услуг; эти средства направляются не только на возмещение затрат на оказание платных услуг, но и на повышение их качества. В итоге внебюджетные средства обеспечивают оказание гражданам и бесплатных услуг.