По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.24.01

Некоторые аспекты эффективности бюджетного учреждения: на заметку бухгалтеру

Лебедев Виктор Аркадьевич канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития IT-компетенций Института цифровой экономики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». E-mail: lebedev.var@rea.ru
Лебедева Елена Ивановна канд. юрид. наук, доцент кафедры права и гражданско-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», эксперт ИПБ России. E-mail: avpra@mail.ru

Рассмотрены различные направления государственной политики повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений. Проведен анализ итогов исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 на примере показателей уровня средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, региональной динамики средней заработной платы врачей и медицинских работников и ее соотношения со средним заработком по отдельным регионам. Рассмотрены экономический механизм бюджетных учреждений, практические вопросы исчисления среднего заработка, а также ожидаемые результаты внедрения в бюджетных учреждениях эффективного контракта, предусмотренного Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

3. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (в ред. от 10.12.2016).

4. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы».

5. Приказ Минтруда России от 24.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».

6. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2011 № 22-2/377012-772 «Об учете ежегодной премии, выплачиваемой к профессиональному празднику, при расчете среднего заработка работника».

7. Лебедев В.А., Лебедева Е.И. Механизмы обеспечения эффективности бюджетного учреждения // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 5–6. — С. 89–95.

8. Федченко Е.А. Оценка и контроль эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2016.

Конституция Российской Федерации (ст. 41) гарантирует гражданам бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом государство организует и осуществляет эту социальную функцию за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Устойчивое финансовое обеспечение таких социальных гарантий невозможно без повышения эффективности использования бюджетных средств.

Обычно эффективность определяют как соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами; если точнее, это «достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля». Последние десятилетия отмечены масштабными преобразованиями механизма взаимоотношений «государство — учреждение — гражданин», что связано с условиями деятельности бюджетных учреждений и в первую очередь с объективной ограниченностью бюджетных ресурсов, которые в соответствии с законодательством могут быть дополнены поступлениями из внебюджетных источников.

Останавливаясь на вопросах правового регулирования экономической деятельности в бюджетной сфере, необходимо учитывать особенности сформированного за последние годы экономического механизма государственных (муниципальных) учреждений.

Так, Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [2], кардинально изменившим систему финансирования бюджетных учреждений, было установлено, что финансовое обеспечение оказания социальных услуг в сфере образования, медицины, науки и культуры осуществляется по прямым государственным заданиям, а также по договорам с физическими и юридическими лицами — на платной основе за счет «заказчика».

На наш взгляд, такой подход к финансовому обеспечению деятельности бюджетного учрежд ения позволяет получить двойной эффект: учреждение получает внебюджетные средства за оказание платных услуг; эти средства направляются не только на возмещение затрат на оказание платных услуг, но и на повышение их качества. В итоге внебюджетные средства обеспечивают оказание гражданам и бесплатных услуг.

Для Цитирования:
Лебедев Виктор Аркадьевич, Лебедева Елена Ивановна, Некоторые аспекты эффективности бюджетного учреждения: на заметку бухгалтеру. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: