7 октября 2023 г. длящийся не одно десятилетие палестино-израильский конфликт был возобновлён с новой силой. Артиллерийским обстрелам подверглись израильские населённые пункты Тель-Авив, Иерусалим, Ашкелон и ряд других1–2. Силами ХАМАС была также начата наземная военная операция с общей целью ликвидации государства Израиль. В свою очередь, армия Израиля ЦАХАЛ в тот же день объявила о начале операции «Железные мечи» для отражения атаки и нанесения поражения палестинцам3. На начало 2024 г. общее количество погибших составляло более 22 тыс. человек, раненых — более 57 тыс4.
Осуществлённое в годовщину войны Судного дня вторжение ХАМАС на территорию Израиля имеет как ряд сходств, так и некоторые различия с событиями 50-летней давности.
Говоря об общих чертах, следует отметить в первую очередь то, что событие произошло ровно 50 лет спустя после атаки Сирии и Египта на Израиль в октябре 1973 г., во время религиозного праздника. В войне Судного дня атакующей стороной выступила коалиция государств. В 2023 г. атака была осуществлена изначально движением ХАМАС, однако вскоре поддержку выразили, в частности, ливанская «Хезболла»5, а также власти Ирана. С другой стороны, о поддержке и помощи Израилю заявили западные государства во главе с США. Как и 50 лет назад, арабские государства, выступающие на стороне Палестины, обладают существенными нефтяными запасами, им принадлежит ключевая роль в ОПЕК. Атака была совершена в обоих случаях неожиданно как для Израиля, так и для экспертного сообщества.
Тем не менее существуют и некоторые различия в ситуациях 1973 и 2023 гг. Эти различия будут рассмотрены в контексте ограничения возможности использования нефтяного эмбарго как инструмента дипломатии, оказания давления на западные страны. Напомним, что по причине поддержки государствами Западной Европы и Соединёнными Штатами Америки Израиля в палестино-израильском конфликте арабские государства — члены ОПЕК, а также Сирия и Египет 17 октября 1973 г. заявили об отказе в поставках нефти государствам западного мира. Эмбарго продолжалось до 17 марта 1974 г. Данная мера оказала влияние на цены на нефть, которое трудно переоценить, в частности по показателям той эпохи: цены на энергоносители взлетели в 4 раза: с 3 до 12 долларов за баррель. Следствием этого стали как энергетический и экономический кризис в странах США и Западной Европы, сопоставимый с кризисом 2021–2022 гг., а в чём-то даже его превосходящий, так и политические аспекты международных отношений, в частности усиление роли и значимости арабских стран, а также занятие в большей степени проарабской позиции западноевропейскими государствами, некоторый раскол в рамках НАТО [1, p. 280]. Данный политический манёвр выглядит весьма успешным, можно говорить о «нефтяном эмбарго» как о новом инструменте дипломатии, который также называют «нефтяным оружием (oil weapon)».