В XXI веке тезис о необходимости непрерывного образования получил новую актуализацию и на сегодняшний день является объектом изучения самых разных исследователей. Представление о непрерывности образовательного процесса зародилось еще во времена античности, рассуждение об этом предмете можно встретить у Сократа, Платона и Сенеки. В Новое время основоположник классической педагогики чешский педагоггуманист Ян Амос Коменский также уделял большое внимание данной проблематике и утверждал, что для учебы подходит каждый возраст и у человека нет другой цели, кроме учебы [1, c. 177]. Актуальность неформального образования проявилась в сфере образования взрослых на этапе перехода от индустриального общества к постиндустриальному и продолжает возрастать. Именно в этот период изменился характер продуктов производства — от материального к интеллектуальному, что повысило требования к работающему человеку, к его компетенциям, приобретаемым как путем их развития, так и изменения.
Был сформулирован и осмыслен принцип непрерывного образования. В связи с этим всё большее значение стали приобретать неформальные (не институализированные) образовательные практики, которые максимально диверсифицированы к активизации образовательных потребностей [3, с. 280]. В настоящее время такие факторы, как глобализация, интернетизация, новый технологический рывок, радикальное изменение информационного пространства, существенным образом обострили вопрос о возможности и необходимости непрерывного образования, так же как и о переосмыслении традиционных подходов к системе среднего и высшего образования.
В России за последние десять лет появилось огромное количество неформальных негосударственных образовательных площадок по самым разным областям научного знания, не связанных с традиционными образовательными институциями. Такие площадки существуют как в онлайн, так и офлайн режиме и привлекают к себе огромное количество самых разных людей вне зависимости от их возраста, социального положения, уровня достатка и т. д. Причины такой популярности подобных проектов имеют объективный и субъективный характер. Объективные причины связаны с невозможностью формальной системы образования качественно и быстро подстраиваться под столь быстро меняющийся мир. Эта проблема носит не только локальный российский характер, но и является предметом большого внимания во всем мире, где уже достаточно давно ведутся разработки новых принципов формального и неформального образования, соответствующих реалиям XXI века. В свою очередь, к субъективным причинам можно отнести то, что российская система формального образования полностью встроена в государственный аппарат и несет в себе все те изъяны, которые характерны для современного российского государства: коррупция, бюрократизация, отсутствие внятной стратегии развития, отсутствие социальных лифтов, зависимость от политической конъюнктуры, ультраконсервативный дискурс.