По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321

Неформальное образование как фактор развития социо-культурного пространства

Олег Артурович Насонов студент магистратуры по направлению подготовки «прикладная политология», Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь E-mail: onasonov92@gmail.com

В статье дается анализ соотношения современных стандартов среднего и высшего образования и реалий информационного общества XXI века. Делается вывод о несоответствии формальных образовательных институтов новым тенденциям в социально-технологическом развитии. На примере деятельности неформальных образовательных учреждений выдвигается предположение о том, что будущее образовательной системы связано с синтезом формальных и неформальных подходов, напрямую влияющих на качественное улучшение социокультурной среды.

Литература:

1. Богунова А. В. Неформальное образование для взрослых как фактор развития системы непрерывного образования / Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сб. мат-лов 4 международной научно-практической конференции. — Махачкала: Научно-издательский центр «Апробация», 2014. — С. 177–180.

2. Ройтблат А. В. Потенциал неформального образования как ответ на вызовы системных изменений современному образованию / Современное научное знание в условиях системных изменений: матлы Первой национальной научно-практической конференции. Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина, Тарский филиал. — Тара: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2016. — С. 90–93.

3. Шилова О. Н., Рейзвих Т. Н. Неформальное образование: исторический аспект и современность // Вестник русской христианской гуманитарной академии. — М.: Изд-во ЧОУ ВО «Русская христианская академия», 2015. — С. 277–285.

В XXI веке тезис о необходимости непрерывного образования получил новую актуализацию и на сегодняшний день является объектом изучения самых разных исследователей. Представление о непрерывности образовательного процесса зародилось еще во времена античности, рассуждение об этом предмете можно встретить у Сократа, Платона и Сенеки. В Новое время основоположник классической педагогики чешский педагоггуманист Ян Амос Коменский также уделял большое внимание данной проблематике и утверждал, что для учебы подходит каждый возраст и у человека нет другой цели, кроме учебы [1, c. 177]. Актуальность неформального образования проявилась в сфере образования взрослых на этапе перехода от индустриального общества к постиндустриальному и продолжает возрастать. Именно в этот период изменился характер продуктов производства — от материального к интеллектуальному, что повысило требования к работающему человеку, к его компетенциям, приобретаемым как путем их развития, так и изменения.

Был сформулирован и осмыслен принцип непрерывного образования. В связи с этим всё большее значение стали приобретать неформальные (не институализированные) образовательные практики, которые максимально диверсифицированы к активизации образовательных потребностей [3, с. 280]. В настоящее время такие факторы, как глобализация, интернетизация, новый технологический рывок, радикальное изменение информационного пространства, существенным образом обострили вопрос о возможности и необходимости непрерывного образования, так же как и о переосмыслении традиционных подходов к системе среднего и высшего образования.

В России за последние десять лет появилось огромное количество неформальных негосударственных образовательных площадок по самым разным областям научного знания, не связанных с традиционными образовательными институциями. Такие площадки существуют как в онлайн, так и офлайн режиме и привлекают к себе огромное количество самых разных людей вне зависимости от их возраста, социального положения, уровня достатка и т. д. Причины такой популярности подобных проектов имеют объективный и субъективный характер. Объективные причины связаны с невозможностью формальной системы образования качественно и быстро подстраиваться под столь быстро меняющийся мир. Эта проблема носит не только локальный российский характер, но и является предметом большого внимания во всем мире, где уже достаточно давно ведутся разработки новых принципов формального и неформального образования, соответствующих реалиям XXI века. В свою очередь, к субъективным причинам можно отнести то, что российская система формального образования полностью встроена в государственный аппарат и несет в себе все те изъяны, которые характерны для современного российского государства: коррупция, бюрократизация, отсутствие внятной стратегии развития, отсутствие социальных лифтов, зависимость от политической конъюнктуры, ультраконсервативный дискурс.

Для Цитирования:
Олег Артурович Насонов, Неформальное образование как фактор развития социо-культурного пространства. Социальная политика и социальное партнерство. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: