Изначальный федеральный закон, регламентирующий общие принципы организации местного самоуправления, повторяя мантры Конституции РФ о независимости органов местного самоуправления, к сожалению, не просматривал детально вопросы финансовой обеспеченности муниципалитетов при исполнении ими своих обязанностей. Это привело к созданию ситуации, когда местное самоуправление вынуждено, поддерживая хорошие добрососедские отношения с органами государственной власти разного уровня, обращаться к ним за помощью при решении любых задач: будь то строительство или ремонт дороги, возведение больницы или реконструкция школы (второй вариант получения финансирования — коммерческое кредитование в банках).
Обновленная Конституция РФ, принятая во время всенародного голосования в 2020 году, обновила подход коммуникации между ОМСУ и органами государственной власти: теперь все они были встроены юридически в единую систему, которая подразумевает, что при возникновении определенного рода требования со стороны населения — у органов публичной власти возникает обязанность исполнения пожелания граждан в полном или частичном объеме.
К сожалению, анализируя судебную практику за 2020–2021 годы, автор отмечает, что хотя Основной закон и провозгласил такую концепцию взаимодействия, однако на практике убеждение вышестоящих органов государственной власти в необходимости выделения дополнительных денежных средств ОМСУ производится чаще всего в судебном порядке в рамках административного производства.
Изучая данную группу дел, условно можно выделить следующие категории вопросов.
Первая группа — аспекты обеспечения безопасности граждан. Суды, рассматривая данную категорию проблем, считают, что если доказан факт нарушения прав граждан, есть вероятность гибели человека или нескольких людей (повреждения их здоровья)1, то в этом случае ОМСУ обязаны выделить необходимые ресурсы, запросив при необходимости поддержку, например, от органов государственной власти, в целях предупреждения или предотвращения негативного развития событий.