По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Недостаточность финансовой обеспеченности органа местного самоуправления и оценка этой ситуации в судебной практике

Федеральное законодательство о местном самоуправлении 1993–2020 годов, определяя круг полномочий органов муниципалитета, детально не прорабатывало аспект финансирования ОМСУ. Это приводило к зависимости местного самоуправления либо от органов государственной власти, либо от крупных кредитных организаций. Только в 2020 году после принятия обновленного Основного закона началась попытка масштабной перестройки правового функционирования муниципалитетов: последние теперь оказались встроенными в систему органов публичной власти, что предусматривает возможность получения финансирования на свои проекты от вышестоящей структуры. Анализируя многочисленную судебную практику по данному вопросу, автор отмечает, что, к сожалению, этими новыми возможностями ОМСУ пользовалось фрагментарно: по-прежнему местные органы привыкли ссылаться при коммуникации с заинтересованными гражданами и юрлицами на недостаточность необходимых бюджетных ресурсов и невозможность истребования их для удовлетворения потребностей большинства. Соответственно, понуждение к исполнению возложенных обязанностей в этой ситуации возлагается на суд, который становится не только понуждающим органом, но и органом контролирующим.

Изначальный федеральный закон, регламентирующий общие принципы организации местного самоуправления, повторяя мантры Конституции РФ о независимости органов местного самоуправления, к сожалению, не просматривал детально вопросы финансовой обеспеченности муниципалитетов при исполнении ими своих обязанностей. Это привело к созданию ситуации, когда местное самоуправление вынуждено, поддерживая хорошие добрососедские отношения с органами государственной власти разного уровня, обращаться к ним за помощью при решении любых задач: будь то строительство или ремонт дороги, возведение больницы или реконструкция школы (второй вариант получения финансирования — коммерческое кредитование в банках).

Обновленная Конституция РФ, принятая во время всенародного голосования в 2020 году, обновила подход коммуникации между ОМСУ и органами государственной власти: теперь все они были встроены юридически в единую систему, которая подразумевает, что при возникновении определенного рода требования со стороны населения — у органов публичной власти возникает обязанность исполнения пожелания граждан в полном или частичном объеме.

К сожалению, анализируя судебную практику за 2020–2021 годы, автор отмечает, что хотя Основной закон и провозгласил такую концепцию взаимодействия, однако на практике убеждение вышестоящих органов государственной власти в необходимости выделения дополнительных денежных средств ОМСУ производится чаще всего в судебном порядке в рамках административного производства.

Изучая данную группу дел, условно можно выделить следующие категории вопросов.

Первая группа — аспекты обеспечения безопасности граждан. Суды, рассматривая данную категорию проблем, считают, что если доказан факт нарушения прав граждан, есть вероятность гибели человека или нескольких людей (повреждения их здоровья)1, то в этом случае ОМСУ обязаны выделить необходимые ресурсы, запросив при необходимости поддержку, например, от органов государственной власти, в целях предупреждения или предотвращения негативного развития событий.

Для Цитирования:
Михаил Сергеевич Тормонов, Недостаточность финансовой обеспеченности органа местного самоуправления и оценка этой ситуации в судебной практике. Глава местной администрации. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: