По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Небесные тропы Когтистого зверя

Марина Кабакова МУК Белоярского района «Этнокультурный центр», ХМАО — Югра, с. Казым

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югра в небольшом национальном селе Казым Белоярского района, где проживают коренные малочисленные народы Севера — ханты и лесные ненцы, — был реализован проект «Театр берестяных масок». Проект, посвященный настоящему древнему ритуалу народа ханты, был реализован на средства Благотворительного фонда Тимченко.

Изначально проект назывался Школой сохранения ритуального праздника «Медвежьи игрища» — единственного настоящего древнего ритуала, сохранившегося у народа ханты, в котором рассказывается иносказательным языком о всем мироздании, о нормах жизни. Это праздник, объединяющий народ ханты.

Ханты (старое название остяки, югры, угры) — небольшой народ, относящийся по языку к угорской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Само название народа ханты — «человек». Численность хантов в Российской Федерации составляет, по данным переписи населения 2010 года, 30 943 человека. Из них 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, 30,7 % — на Ямале, 2,3 % — на юге Тюменской области (Уват, Демьянка), 2,3 % — в Томской области. Основные качества казымских хантов проявляются и в наше время.

Вряд ли еще какая-то территория с численностью около 2 тыс. человек представлена таким количеством ученых, творческих деятелей, народных мастеров России из числа коренных жителей.

Это доктора наук А.Д. Каксин, В.Н. Соловар, кандидаты наук Т.А. Молданова, Т.А. Молданов, заслуженный деятель культуры М.К. Волдина, народные мастера России З.Н. Лозямова, З.Д. Тарлина, Т.Т. Тебетева, Е.Н. Тарлина, Я.Н. Тарлин, Н.А. Тасьманов и многие другие, чьи имена известны не только в России, но и далеко за рубежом.

Но в наше время все меньше становится исполнителей священных песен «Медвежьих игрищ», исчезает язык, церемония проводится крайне редко.

церемония проводится крайне редко.

Возникла острая необходимость возродить церемонию как важнейший компонент культуры казымских хантов. По мнению угроведов, формирование казымских хантов, обладающих особым (казымским) диалектом и особенностями культуры, происходило на протяжении XVIII—XIX вв. при активном участии северных манси. Объединить народ через проведение церемонии, донести смысл праздника до всех желающих жителей нашего региона — так родилась идея проводить выездные школы «Медвежьих игрищ».

Для Цитирования:
Марина Кабакова, Небесные тропы Когтистого зверя. Дом культуры. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: