По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.7 DOI:10.33920/vne-04-2004-03

Небанковское финансовое посредничество как фактор уязвимости мировой финансовой системы

Кравченко Юлия Борисовна аспирант кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 119285, г. Москва, Воробьевское шоссе, д. 6а, e-mail: Julia_Kravchenko1994@mail.ru

В статье анализируются показатели, характеризующие сектор небанковского финансового посредничества. Выявлено, что небанковское финансирование является ценной альтернативой банковскому финансированию для многих организаций и домашних хозяйств. Установлено, что рост масштабов небанковского финансового посредничества может привести к уязвимости мировой финансовой системы. Приведена методология выявления и классификация структур, которые несут схожие с банковскими риски для финансовой стабильности. Особое внимание уделено проблеме проведения реформ по укреплению надзора и регулирования небанковского финансового посредничества как на национальном, так и на международном уровне.

Литература:

1. Документы саммита «Группы двадцати» в Сеуле. Рамочное соглашение «Группы-20» по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного экономического роста [Dokumenty sammita "Gruppy dvadtsati" v Seule. Ramochnoe soglashenie "Gruppy 20" po obespecheniyu uverennogo, ustoichivogo i sbalansirovannogo ekonomicheskogo rosta [G20 Seoul Summit Documents. Framework for Strong, Sustainable and Balanced Growth]] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/ supplement/772 (accessed: 19.01.2020).

2. Claessens St., Frost J., Turner G., Zhu F. Fintech credit markets around the world: size, drivers and policy issues. BIS Quarterly Review, September 2018. — Basel: Bank for International Settlements, 2018. — Р. 29–49. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_ qt1809e.pdf (accessed: 19.01.2020).

3. Cox J. Shadow banking is now a $52 trillion industry, posing a big risk to the fi nancial system [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.cnbc.com/2019/04/11/shadowbanking-is-now-a-52-trillion-industryand-posing-risks.html (accessed: 19.01.2020).

4. Data Underlying the Exhibits in the Global Monitoring Report on NonBank Financial Intermediation 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fsb.org/wp-content/ uploads/data_underlying_exhibits_ report_2019.xlsx (accessed: 19.01.2020).

5. Dataset Accompanying the 2019 Global Monitoring Report on Non-bank Financial Intermediation. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fsb.org/wpcontent/uploads/MonitoringDataset_ report2019.xlsx (accessed: 19.01.2020).

6. Dimon J. Chairman & CEO Letter to Shareholders. Annual Report, 2018. — N. Y.: JPMorgan Chase & Co., 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://reports.jpmorganchase.com/ investor-relations/2018/ar-ceo-letters. htm (accessed: 19.01.2020).

7. FSB Reviews Financial Vulnerabilities and Deliverables for G20 Summit [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fsb.org/wp-content/ uploads/R221018.pdf (accessed: 19.01.2020).

8. Global Monitoring Report on Non-Bank Financial Intermediation 2018. — Basel: Financial Stability Board, 2019. — 100 p. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. fsb.org/wp-content/uploads/P040219. pdf (accessed: 19.01.2020).

9. Global Monitoring Report on Non-Bank Financial Intermediation 2019. — Basel: Financial Stability Board, 2020. — 90 p. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. fsb.org/wp-content/uploads/P190120. pdf (accessed: 19.01.2020).

10. Implementation and Eff ects of the G20 Financial Regulatory Reforms. 5th Annual Report, October 2019. — Basel: Financial Stability Board, 2019. — 37 p. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fsb.org/ wp-content/uploads/P161019.pdf (accessed: 19.01.2020).

11. Kodres L. E. What Is Shadow Banking? Finance & Development, 2013, no. 2 (50). — Р. 42–43 [Russ. ed.: Kodres L. E. Chto takoe tenevaya bankovskaya deyatel’nost’? // Finansy i razvitie. — 2013. — № 2 (50). — Р. 42–43.

12. Leal A. Cr. Trends in Non-Bank Financial Intermediation: Systemic Risk and Macroprudential Policy. — Lisbon: Banco de Portugal, 2019. — 16 p. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bportugal.pt/sites/ default/files/anexos/documentosrelacionados/intervpub20190619.pdf (accessed: 19.01.2020).

13. Non-Bank Finance: opportu nities and risks. Speech by the Deputy Governor of the Bank of Italy Luigi Federico Signorini. — Naples: Euromed Workshop "Non-Bank Finance and Financial Intermediation", 2019. — 21 p. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.bancaditalia.it/pubblicazioni/ interventi-direttorio/int-dir-2019/en_ signorini-18062019.pdf?language_id=1 (accessed: 19.01.2020).

14. Progress in Implementation of G20 Financial Regulatory Reforms. Summary Progress Report to the G20 as of June 2019. — Basel: Financial Stability Board, 2019. — 5 p. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. fsb.org/wp-content/uploads/P2506192.pdf (accessed: 19.01.2020).

15. Reinhardt D., Sowerbutts Rh. Regulatory arbitrage in action: evidence from banking fl ows and Macroprudential policy. Staff Working Paper No. 546, September 2015. — London, Bank of England, 2015. — 36 p. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. bankofengland.co.uk/-/media/boe/ files/working-paper/2015/regulatoryarbitrage-in-action-evidence-frombanking-flows-and-macroprudentialpolicy.pdf?la=en&hash=E09FD7D71B B8A3F47359B8A49F5B84BA5786DE33 (accessed: 19.01.2020).

16. Shadow Banking Implications for Financial Stability. — N. Y., Fitch Ratings, 2019. — 12 p. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// cdn.roxhillmedia.com/production/ email/attachment/740001_750000/ Fitch%20Shadow%20Banking%20 Implications%20for%20Financial%20 Stability%20-%202019-05-21.pdf (accessed: 19.01.2020).

Теневая банковская деятельность (shadow banking), по существу, воплощает в себе многие недостатки финансовой системы в период перед мировым кризисом. Термин «теневой банк» был введен экономистом Полом МакКалли в его речи в 2007 г. на ежегодном финансовом симпозиуме, организуемом Канзасским отделением Федеральной резервной системы (ФРС) в Джексон-Хоул (Вайоминг). В своем выступлении Пол МакКалли говорил о теневой банковской деятельности в чисто американском контексте главным образом в отношении небанковских финансовых организаций, которые занимались преобразованием срока погашения: теневые банки привлекают (т. е. в основном заимствуют) краткосрочные средства на денежных рынках и используют эти средства для покупки более долгосрочных активов. Но поскольку они не подлежат традиционному банковскому регулированию, то не могут, как банки, в случае крайней необходимости получить заем от ФРС и не имеют традиционных вкладчиков, чьи средства охвачены программой страхования; они находятся в «тени» [11, с. 42].

В ноябре 2010 г. в Сеуле прошел саммит «Группы двадцати». По итогам заседания лидеры «двадцатки» приняли Рамочное соглашение «Группы-20» по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного экономического роста. Согласно тексту документа, к числу вопросов, которым стоит уделить больше внимания, относится укрепление регулирования и надзора в отношении теневой банковской системы. Во избежание возникновения пробелов в регулировании в отношении теневой банковской системы лидеры стран «Группы двадцати» призвали Совет по финансовой стабильности (СФС) сотрудничать с другими международными органами, устанавливающими стандарты, с целью разработки рекомендаций по совершенствованию регулирования и надзора за теневой банковской системой [1]. В ответ на призыв СФС сформулировал определение теневой банковской деятельности и принял двуединую стратегию по устранению идущих от нее рисков для финансовой стабильности, которая содержит механизм общесистемного надзора и координацию и разработку мер по устранению таких рисков. Так, под теневой банковской деятельностью понимается кредитное посредничество, которое включает структуры и виды деятельности, полностью или частично находящиеся вне обычной банковской системы [8, с. 9]. Иными словами, эта деятельность выходит за рамки нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность коммерческих банков. Стоит отметить, что нормативно-правовое регулирование предсказуемо не успевает за развитием инноваций, оказывающих влияние на мировую финансовую систему, а системный риск от участников этой деятельности довольно сложно выявить. Имеющиеся микропруденциальные инструменты не предназначены для сокращения числа источников системного риска [12, с. 4].

Для Цитирования:
Кравченко Юлия Борисовна, Небанковское финансовое посредничество как фактор уязвимости мировой финансовой системы. Международная экономика. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: