По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Не в осуждение, а в рассуждение…»

В бывшей деревне Асташово Чухломского района Костромской области московским предпринимателем восстановлен почти из руин деревянный терем дивной красоты - памятник деревянного зодчества XIX века. Сегодня здесь создается частный музей, в 2016 году ставший призером грантового конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" Благотворительного фонда В.Потанина.

Несколько слов об истории проекта. Дом был построен в 1897 году по проекту архитектора И.П. Ропета в неорусском стиле для местного богатого крестьянина Мартьяна Сазонова. После революции в нем находились клуб, почта, библиотека, фельдшерский пункт, а когда деревня в 1970-е вымерла, дом был заброшен и стал разрушаться. Если бы случайно не увидел его в те годы московский предприниматель А. Павлюченков, наверное, сегодня уже и восстанавливать было бы нечего. Мы попросили Андрея ответить на несколько вопросов.

— Сегодня бытует точка зрения, что «частный музейный бум» обусловлен средоточием свободного капитала, требующего перспективного и востребованного вложения. Согласны ли Вы с этим утверждением?

— Мне почти не известны «перспективные и востребованные» вложения в музеи, за исключением, возможно, вложений в современное искусство или топовые работы старых мастеров, которые растут в стоимости как на дрожжах. Все частные музейные проекты, в том числе наш, с точки зрения бизнеса — чистый убыток. Люди занимаются ими, потому что к этому лежит их душа. Сами музеи могут быть способом получения широкого признания своих коллекций, могут быть хобби, могут быть поводом для социализации, могут быть платформой для более широких благотворительных проектов. Зачастую — и это наш случай — частный музей создается потому, что, кроме частника, нет никого, кто взялся бы сохранять исторический или культурный объект или явление. А капитал даже не обязательное условие появления частных музеев. Мне известны многие, созданные целиком силами волонтеров и на средства грантодателей. «Дом со Львом» в Саратовской области пример такого музея. Основная причина бума частных музеев, как мне кажется, в том, что государство выделяет на музейное направление недостаточно средств. Оставшуюся пустоту заполняет частная инициатива.

— Как правило, частный музей вырастает из коллекции и стремления собирателя сделать ее публичной. В Вашем случае, как я понимаю, проект складывался иначе. Расскажите, пожалуйста, о том, что двигало и двигает Вами при создании музея «Терем» в Асташове?

Для Цитирования:
Елена Медведева, «Не в осуждение, а в рассуждение…». Музей. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: