Ты — США — захватчик будущий Америки наивной, Туземной по рожденью, но по-испански все еще взывающей к Христу. Ты полагаешь, убивая всех и всюду, мостишь дорогу в будущее? — Нет! (Рубен Дарио. Ода Рузвельту2 ) Эти строки, написанные в далеком 1904 г., обращены к тогдашнему президенту США Теодору Рузвельту.
Они принадлежат перу родившегося в Никарагуа первого известного миру латиноамериканского поэта Рубена Дарио. Предсказывая будущее, Дарио писал «с натуры» — к тому времени, когда сочинялась «Ода Рузвельту», Вашингтон уже много лет не оставлял Никарагуа в покое. В списке государств, во внутренние дела которых на протяжении всей их истории вмешивались Соединенные Штаты, Никарагуа, несомненно, занимает одно из первых мест. Период «биполярности» не стал исключением — на протяжении 80-х гг. прошлого столетия, которые в специальной литературе иногда называются «вторым изданием холодной войны», именно эта страна стала фокусом американской внешней политики в третьем мире.
В российской историографии проблема гражданской войны и американского вмешательства в Никарагуа затрагивалась в нескольких диссертационных работах, подготовленных по горячим следам — в последние годы холодной войны и сразу после ее окончания [1]. Тогда эта проблематика была чрезвычайно политизирована. Никарагуа действительно стала плацдармом, на котором обе «сверхдержавы» пытались продемонстрировать и отстоять свое право на влияние — Советский Союз, поддерживая правительство Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО), США — развязав против него тайную прокси-войну. Однако продолжать исследования в этом направлении, по всей видимости, молодые историки и политологи не стали, возможно, отчасти потому, что тогда Россия переживала не лучшие для науки времена, а отчасти — в силу недостатка объективных источников. Немного больше «повезло» отдельной проблеме, связанной с событиями 1980-х гг., — скандалу Иран-Контрас, едва не стоившему кресла «тефлоновому» президенту Рональду Рейгану, к которой также по горячим следам, в 1987 г., обратился российский ученый-американист Вячеслав Никонов [2]. В последнее время в российском академическом сообществе наметилось оживление интереса как к региону Центральной Америки в целом, так и к Никарагуа в частности. В этом смысле знаковым можно считать вышедший недавно почти 800-страничный труд Николая Платошкина «Сандинистская революция в Никарагуа. Предыстория и последствия» [3], в котором автор представил очерк политической истории страны, особое внимание уделив более чем сорокалетнему периоду правления династии Сомоса, а также политике США в отношении одного из наиболее одиозных диктаторских режимов ХХ века.