Согласно статистике, сегодня примерно 60 % специалистов не работают по специальности, полученной в вузе. Полагаю, что как раз они делали выбор, не имея четкого представления. Достаточно сложно получить понимание той или иной профессии, не начав даже учиться. Есть способы подготовить себя к выбору, чтобы сделать его намного осознаннее.
Сегодня существуют методики построения «карьерных прототипов». Идея в том, чтобы выбрать направление собственного развития (можно даже два или три, если сложно выбрать одно) и попробовать изучить профессию, не тратя на обучение долгие годы.
Эта методика доказала свою эффективность и легко реализуема в рамках относительно новых профессий, к примеру, digital-профессий. Попросту говоря, вы можете записаться на бесплатные курсы, которые дают знания в области той профессии, которая кажется вам привлекательной, и понять, подходит она вам или нет.
В современном мире человек может карьерно «пересобираться» несколько раз за свою профессиональную жизнь. Это нормально.
Желательно как можно раньше овладеть базовыми кросс-дисциплинарными навыками и компетенциями, которые помогут легче делать эти переходы: английский язык, основы математики и статистики, быстрый поиск и аналитика информации, критическое мышление.
С таким арсеналом вам будет легче менять собственную профессию или переходить в смежные области.
Сегодня необходимо активнее проводить профориентационную работу в школах и колледжах. Государственные центры занятости порой грешат тем, что не предлагают молодежи попробовать себя в современных цифровых профессиях.
А вместо полноценной профориентации предлагают временную работу промоутером, кассиром или консультантом в магазине. Нужно предлагать ребятам стажировки в компаниях, которые занимаются новыми видами бизнесов, к примеру, интернет-маркетингом, программированием и т. д.
У подростков есть любопытная и приятная особенность: с ними проще строить гипотезы и фантазировать. У них нет такого сильного страха ошибки, как у взрослых.