Собственное авто давно стало естественной потребностью для большинства россиян — за последние 20 лет автомобиль твердо перешел из категории «роскошь» в «необходимое средство передвижения».
Изменилось не только отношение к автомобилям в целом, но и отношение к их стоимости, доступности, способам приобретения, техническим характеристикам. Эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» проанализировали, как трансформировались предпочтения российских автовладельцев за последние два десятилетия.
20 лет назад средняя стоимость новых отечественных авто составляла 40–70 тыс. руб., а зарубежные марки можно было приобрести за 200 тыc. руб. и выше при средней ежемесячной официальной зарплате в 1500 руб.
Годовой заработок среднего гражданина составлял в 1998 году около 26% от стоимости российского авто и 8% от стоимости иномарки.
Сегодня стоимость нового легкового автомобиля — 1,33 млн руб.: отечественные стоят 580–600 тыс. руб., иномарки — 1,55 млн руб. при средней зарплате жителей мегаполиса 70 тыс. руб. в месяц. Таким образом, чтобы приобрести иномарку в 2018 году, при условии накопления полной заработной платы нужно потратить почти два года, а в 1998 году это можно было сделать примерно за 11 лет.
Альтернативой покупки автомобиля за собственные средства был автокредит. В 1998 году кредит на покупку автомобиля россияне брали не только из-за нехватки средств, а рассчитывая на финансовую выго ду — процентная ставка составляла 5–6%. В 2018 году ставки по автокредиту колеблются в пределах 9–15%, то есть выше в 2 раза.
Доля отечественных марок в российском автопарке сейчас составляет 45%. В начале 1990-х по дорогам нашей страны ездило 11,5 млн автомобилей, из них 600 тыс., чуть более 5%, представлены моделями зарубежного автопрома. В 2017 году процент импортируемых иномарок составил уже 39%, иномарки отечественной сборки — 22%.
Самой популярной иномаркой в первом полугодии 2018 года стала Kia Rio — на рынке было реализовано 51 558 экз. Второе место занимает Hyundai Solaris с показателем 33 857 шт., на третьем месте — Hyundai Creta (33 224 авто).