Купить за рубль, а продать за миллион. Многие начинающие покупатели мучаются вопросом: как на блошином рынке распознать стоящую и перспективную вещь? Да, и не надо теории, не стоит тратить на это время, предлагаем перейти сразу к практике!
Отыскать бриллиант на барахолке — заветная мечта многих начинающих коллекционеров. Понять этих людей можно. СМИ так и пестрят заголовками: «В руках бедного музыканта у перехода оказалась скрипка Страдивари»; «Купленная за 100$ на сайте бесплатных объявлений картина оказалась ранним Ренуаром»; «Гравюру Дюрера, купленную в 1995 году за 40 фунтов, продали за полмиллиона долларов».
Не правда ли, впечатляет? Каждая подобная публикация — целая рекламная кампания и источник неиссякаемого трафика продавцов блошиных рынков, владельцев антикварных магазинов и небольших аукциончиков.
Все разочарование реальной действительности в том, что на один такой счастливый случай приходится сотня, а то и тысяча разочарований и разбитых сердец. Что скажете о таких заголовках: «Бриллиантовый гарнитур XIX века, купленный на аукционе за 100 000 $, оказался фальшивкой»; «Ренуар, приобретенный с рук, оказался подделкой»; «Художникам, выдававшим «новоделы» за старинные иконы, предъявлено обвинение».
Согласитесь, привлекает гораздо меньше. Поэтому прессе такие случаи и не интересны, хотя количество их исчисляется не десятками, а сотнями. А вот новость о внезапно обрушившейся удаче привлекает гораздо больше внимания, хотя ее частотность — 1/1000, если не меньше.
Одним из веских доводов, поясняющих подобное поведение покупателей, является феномен «систематической ошибки выживших». Суть его в том, что при принятии определенного решения мы зачастую опираемся на положительный опыт одной группы («выживших»), по которой есть много информации, и напрочь упускаем из внимания другую группу («погибших»), хотя там скрывается не менее важная информация.
Этимология феномена — в одной реальной истории периода Второй мировой войны.