Традиционная форма организации и функционирования науки в мире базируется на внутреннем саморегулировании научных исследований в каждом государстве, в пределах финансирования, выделяемого государством и частными инвесторами. При этом государство не вмешивается ни в выбор направлений исследований, ни в их методологию. Эта форма существует во всём мире. Существовала она и в Советском Союзе. Знаменитое обращение к учёным, приписываемое Сталину, гласит: «Вы не вмешиваетесь в политику, а мы не будем вмешиваться в вашу науку!» В соответствии с этой позицией финансирование науки в Советском Союзе находилось на достойном уровне. Так, в 1975 г. на науку было потрачено 14% бюджета, на образование — 11,8%, а на оборону — 21%. Таким образом, расходы на науку, образование и оборону были одного порядка. Однако после распада СССР новая Россия существенно изменила национальные приоритеты: долгое время расходы на науку составляли меньше 1% ВВП и лишь в 2016 г. превысили этот порог, достигнув цифры 1,1% ВВП. По этому показателю Россия далеко отстаёт от ведущих в экономическом отношении стран мира, занимая в соответствующем рейтинге лишь 24-е место (табл. 1).
При этом расходы на образование в бюджете России на 2018 г. составили 3,86%. Одновременно Россия потратила на национальную оборону в 2018 г. 17% бюджета. Таким образом, Россия тратит сегодня на военные нужды в 4,4 раза больше, чем на образование, и в 16 раз больше, чем на науку! Из этих огромных диспропорций, отражающих приоритеты руководства России, следуют все основные сегодняшние проблемы развития науки и образования нашей страны. Эти проблемы можно кратко охарактеризовать следующим образом.
1. Из-за хронического недофинансирования науки государством с конца 1980-х гг. начался массовый уход научных кадров из учреждений науки и образования, продолжающийся и поныне. В результате профессиональная научная среда, бывшая в советские годы сплошной, охватывающей все известные в мире научные направления, выродилась в точечную, включающую лишь отдельные направления (в основном фундаментальных наук), разрабатываемые отдельными группами в институтах РАН и нескольких передовых университетах.