По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Наукой должны управлять учёные, а не чиновники

В.И. Левин д-р техн. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ

Литература:

1. Левин, В. И. Утечка мозгов и современный научный потенциал России. — Датчики и системы, 2006. — № 1. — С. 65–71. — Текст : непосредственный.

2. Будет ли услышан голос науки. — Текст : непосредственный // Учёный совет. — 2010. — № 10. С. 4–12.

3. Новости образования в России. — Текст : непосредственный // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2010. — № 5. — С. 3–8.

4. Левин, В.И. Фундаментальная наука в России: есть ли у нее будущее? — Текст : непосредственный  // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2010. — № 11. — С. 79–84.

5. Новости Образования в России. — Текст : непосредственный // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2011. — № 1. — С. 3–7.

6. Левин, В.И. Наука в России: что дальше. — Текст  : непосредственный // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2011. — № 10. — С. 79–84.

7. Левин, В.И. Есть ли сегодня наука в России. — Текст : непосредственный // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 1. — С. 100–102.

8. Новости образования и науки. — Текст : непосредственный // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2016. — № 12. — С. 3–4.

9. Гельфанд, М., Фейгельман, М., Цирлина, Г., Штерн, Б. Если бы директором был я. — Текст : непосредственный // Троицкий вариант-наука. — 2017. — № 20 (10.10.2017). — С. 3.

10. Бордовский, Г.А. Противоречия и парадоксы в развитии российской высшей школы на современном этапе. — Текст : непосредственный // Высшее образование сегодня. — 2018. — № 6. — С. 2–6.

11. Смолин, О.Н. За что же у нас не любят науку : доклад на правительственном часе в Госдуме РФ. — Июль 2019. — Текст : непосредственный.

12. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении положения о Министерстве науки и высшего образования РФ : Постановление Правительства РФ № 682 [принято 15.06.2018]. — Текст : непосредственный // Ректор вуза. — 2018. — № 11. — С. 64 –77.

13. Сергеев, А. Основное опасение — академические институты могут вообще уйти из-под влияния РАН. — Текст : непосредственный // Ректор вуза. — 2018. — № 7. — С. 46–48.

14. Левин, В.И. К приходу нового министра науки и высшего образования. — Текст : непосредственный // Ректор вуза. — 2018. — № 7. — С. 50–53.

15. Львова, Л.С. Из Минобрнауки в Минобрнауки, или в Новый учебный год с новым министром.  — Текст : непосредственный // Высшее образование сегодня. — 2018. — № 9. — С. 6–10.

16. Положение о Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки : постановление Правительства РФ № 1139 от 10.12.2013. — Текст : непосредственный // Alma mater. — 2014. — № 2. — С. 20–25.

17. Лурье, Л.И. Гипотеза: ВАК может обогатить научное сообщество не только рекомендациями, но и академическими свободами. — Текст : непосредственный // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 7. — С. 54–59.

18. Левин, В.И. Нужен ли России ВАК. — Текст : непосредственный //Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 3. — С. 17–23.

19. Левин, В.И. Проблемы качества научной работы и академический плагиат. — Текст : непосредственный // Ректор вуза. — 2019. — № 7. — С. 54–59.

20. Левин, В.И. ВАК, Диссернет и проблема защиты науки в России. — Текст : непосредственный // Ректор вуза. — 2020. — № 2.

21. Левин, В.И. Ротация ВАК: историческое решение. Ректор вуза. — Текст : непосредственный // 2019. — № 11. — С. 50–53.

Традиционная форма организации и функционирования науки в мире базируется на внутреннем саморегулировании научных исследований в каждом государстве, в пределах финансирования, выделяемого государством и частными инвесторами. При этом государство не вмешивается ни в выбор направлений исследований, ни в их методологию. Эта форма существует во всём мире. Существовала она и в Советском Союзе. Знаменитое обращение к учёным, приписываемое Сталину, гласит: «Вы не вмешиваетесь в политику, а мы не будем вмешиваться в вашу науку!» В соответствии с этой позицией финансирование науки в Советском Союзе находилось на достойном уровне. Так, в 1975 г. на науку было потрачено 14% бюджета, на образование — 11,8%, а на оборону — 21%. Таким образом, расходы на науку, образование и оборону были одного порядка. Однако после распада СССР новая Россия существенно изменила национальные приоритеты: долгое время расходы на науку составляли меньше 1% ВВП и лишь в 2016 г. превысили этот порог, достигнув цифры 1,1% ВВП. По этому показателю Россия далеко отстаёт от ведущих в экономическом отношении стран мира, занимая в соответствующем рейтинге лишь 24-е место (табл. 1).

При этом расходы на образование в бюджете России на 2018 г. составили 3,86%. Одновременно Россия потратила на национальную оборону в 2018 г. 17% бюджета. Таким образом, Россия тратит сегодня на военные нужды в 4,4 раза больше, чем на образование, и в 16 раз больше, чем на науку! Из этих огромных диспропорций, отражающих приоритеты руководства России, следуют все основные сегодняшние проблемы развития науки и образования нашей страны. Эти проблемы можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Из-за хронического недофинансирования науки государством с конца 1980-х гг. начался массовый уход научных кадров из учреждений науки и образования, продолжающийся и поныне. В результате профессиональная научная среда, бывшая в советские годы сплошной, охватывающей все известные в мире научные направления, выродилась в точечную, включающую лишь отдельные направления (в основном фундаментальных наук), разрабатываемые отдельными группами в институтах РАН и нескольких передовых университетах.

Для Цитирования:
В.И. Левин, Наукой должны управлять учёные, а не чиновники. Ректор ВУЗа. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: