По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004 DOI:10.33920/nik-02-2204-03

Наука в общественном сознании и духовной культуре

Воскобойников Анатолий Эммануилович научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: laer_tino@mail.ru

В статье показано, что человек живет в культуре и является социокультурным существом, а значит, одной из важнейших частей духовной культуры является общественное сознание. В него входят такие компоненты, как наука, философия, мораль, искусство, религия, современная мифология и некоторые другие. Автор показывает, как они сосуществуют в едином общественном сознании и целостной культуре, раскрывает их специфику. Философия воплощает реальность и эпоху в ее глубинном и целостном миропонимании, религия — в вере, искусство — в переживаемых художественных образах, мораль — в осознанном нравственном долге, чувстве справедливости и ответственности. Все эти сферы несут на себе явную печать человеческой субъективности, так как связаны с переживаниями, наиболее же объективной является наука, особенности которой раскрыты в статье. Материалы работы могут быть использованы в учебном процессе в рамках дисциплины «Концепции современного естествознания», «Теория и методология науки» и других.

Литература:

1. Воспоминания об академике А.Б. Мигдале. — М.: Физматлит, 2003. — 256 с.

2. Моисеев Н.Н. Универсум, общество, информация. — М.: Устойчивый мир, 2001. — 198 с. [Электронный ресурс]. — URL: Никита николаевич моисеев универсум информация. — Документ. — С. 17 (textarchive.ru).

3. Пастер Л. Избранные труды в двух томах / Ред. А.А. Имшенецкого. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. — Т. I. — 1012 с.

4. Поппер К.Р. Логика научного исследования / пер. с английского под общей редакцией В.Н. Садовского. — Серия «Мыслители XX века». — М.: Республика, 2005. — 447 с.

5. Протопопова И.А. «Сократический вопрос»: старые проблемы и новые тенденции // Scolae, Философское антиковедение и классическая традиция. — ФГАОУВО «Новосибирский национальный исследовательский университет», 2019. — Т. 13. — № 1. — С. 330–338.

6. Пуанкаре А. О науке: [Сборник] / Анри Пуанкаре; пер. с фр. под ред. Л.С. Понтрягина; [Послесл., с. 673–723, М.И. Панова и др.]. — 2-е изд., стер. — М.: Наука, 1990. — 735 с.

7. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней = History of western philosophy: [в 3 кн.] / Бертран Рассел. — Изд. 5-е, стер. — М.: Акад. проект, 2006 (Екатеринбург: Уральский рабочий). — 1003 с.

8. Роднянская И.Б. Выхожу один я на дорогу // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинск. Дом); науч.-ред. совет изд-ва «Советская энциклопедия»; гл. ред. В.А. Мануйлов ; редкол.: И.Л. Андроников… [и др.]. — М.: Сов. энцикл., 1981. — С. 95–96.

9. Смирнов Г.А. Оккам Уильям // Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; Науч.-ред. совет.: В.С. Степин [и др.]. — М.: Мысль, 2000–2001. — Т. 3: Н-С [Текст]. — 2001. — 692 с.

1. Vospominaniya ob akademike A.B. Migdale. — M.: Fizmatlit, 2003. — 256 s.

2. Moiseyev N.N. Universum, obshchestvo, informatsiya. — M.: Ustoychivyy mir, 2001. — 198 s. [Elektronnyy resurs]. — URL: Nikita nikolayevich moiseyev universum informatsiya. — Dokument. — S. 17 (textarchive.ru).

3. Paster L. Izbrannyye trudy v dvukh tomakh / Red. A.A. Imshenetskogo. — M.: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1960. — T. I. — 1012 s.

4. Popper K.R. Logika nauchnogo issledovaniya / per. s angliyskogo pod obshchey redaktsiyey V.N. Sadovskogo. — Seriya «Mysliteli XX veka». — M.: Respublika, 2005. — 447 s.

5. Protopopova I.A. «Sokraticheskiy vopros»: staryye problemy i novyye tendentsii // Scolae, Filosofskoye antikovedeniye i klassicheskaya traditsiya. — FGAOUVO «Novosibirskiy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet», 2019. — T. 13. — № 1. — S. 330–338.

6. Puankare A. O nauke: [Sbornik] / Anri Puankare; per. s fr. pod red. L.S. Pontryagina; [Poslesl., s. 673–723, M.I. Panova i dr.]. — 2-ye izd., ster. — M.: Nauka, 1990. — 735 s.

7. Rassel B. Istoriya zapadnoy filosofii i yeye svyazi s politicheskimi i sotsial'nymi usloviyami ot Antichnosti do nashikh dney = History of western philosophy: [v 3 kn.] / Bertran Rassel. — Izd. 5-ye, ster. — M.: Akad. proyekt, 2006 (Yekaterinburg: Ural'skiy rabochiy). — 1003 s.

8. Rodnyanskaya I.B. Vykhozhu odin ya na dorogu // Lermontovskaya entsiklopediya / AN SSSR. In-t rus. lit. (Pushkinsk. Dom); nauch.-red. sovet izd-va «Sovetskaya entsiklopediya»; gl. red. V.A. Manuylov ; redkol.: I.L. Andronikov… [i dr.]. — M.: Sov. entsikl., 1981. — S. 95–96.

9. Smirnov G.A. Okkam Uil'yam // Novaya filosofskaya entsiklopediya [Tekst]: v 4 t. / In-t filosofii Ros. akad. nauk, Nats. obshchestv.-nauch. fond; Nauch.-red. sovet.: V.S. Stepin [i dr.]. — M.: Mysl', 2000–2001. — T. 3: N-S [Tekst]. — 2001. — 692 s.

Философия изучает предельные («пограничные») процессы и ситуации, самое универсальное и самое уникальное в реальности. У нее самая высокая степень общности (и абстрактности), а также уникальности (конкретности). Ее предмет — фундаментальные основы субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.

Философия испытывает плодотворное влияние со стороны всех основных сфер духовной культуры и сама влияет на них. Б. Рассел в «Истории западной философии» [7], говоря о традиционной философии, уподобил ее «ничейной земле между наукой и религией». Однако современная мировая философия в какой-то мере восполняет «пустоты» не только между наукой и религией, но и между всеми сферами культуры. Она способствует «перекидыванию мостиков» между ними.

Философское и специально-научное знание взаимодополнительны. Общее для специальной науки и философии: обобщение, анализ, синтез и пр. Специфическое: а) философия ищет самое универсальное и самое уникальное; б) она в большей мере ценностно ориентирована. Чтобы не стать чисто спекулятивной, философия должна постоянно опираться на наиболее важные научные достижения. В то же время философско-мировоззренческие идеи, философские методы и теория познания могут плодотворно использоваться в специальных науках.

Мировоззренческую функцию выполняет и религия. Но она принципиально отличается от философии. Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — одна из форм общественного сознания и духовной культуры. Ее характеризуют соответствующие мировоззрение, переживания, поведение и специфические культовые действия. Опирается на веру в сверхъестественные силы, существование бога (богов).

Сами религиозные деятели считают, что вся духовная культура входит в религию, пронизана ее смыслами и ценностными ориентациями. Религия отводит важную роль «религиозному чувству», которое непостижимо разумом и изначально происходит от Бога. Противоположную позицию занимают секулярно или агностически ориентированные ученые. Они считают, что врожденное «религиозное чувство» есть архетип преклонения, имеющий естественное, а не сверхъестественное происхождение. Религиозная идеология нередко становилась орудием принуждения в руках властвующих элит. Но она же могла становиться милосердной заступницей социальных низов. Главный водораздел проходит не между верующими и атеистами, а между, с одной стороны, людьми высоконравственными, добрыми и справедливыми, а с другой — такими, которые готовы на всё ради своего преуспевания.

Для Цитирования:
Воскобойников Анатолий Эммануилович, Наука в общественном сознании и духовной культуре. Ученый совет. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: