Философия изучает предельные («пограничные») процессы и ситуации, самое универсальное и самое уникальное в реальности. У нее самая высокая степень общности (и абстрактности), а также уникальности (конкретности). Ее предмет — фундаментальные основы субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.
Философия испытывает плодотворное влияние со стороны всех основных сфер духовной культуры и сама влияет на них. Б. Рассел в «Истории западной философии» [7], говоря о традиционной философии, уподобил ее «ничейной земле между наукой и религией». Однако современная мировая философия в какой-то мере восполняет «пустоты» не только между наукой и религией, но и между всеми сферами культуры. Она способствует «перекидыванию мостиков» между ними.
Философское и специально-научное знание взаимодополнительны. Общее для специальной науки и философии: обобщение, анализ, синтез и пр. Специфическое: а) философия ищет самое универсальное и самое уникальное; б) она в большей мере ценностно ориентирована. Чтобы не стать чисто спекулятивной, философия должна постоянно опираться на наиболее важные научные достижения. В то же время философско-мировоззренческие идеи, философские методы и теория познания могут плодотворно использоваться в специальных науках.
Мировоззренческую функцию выполняет и религия. Но она принципиально отличается от философии. Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — одна из форм общественного сознания и духовной культуры. Ее характеризуют соответствующие мировоззрение, переживания, поведение и специфические культовые действия. Опирается на веру в сверхъестественные силы, существование бога (богов).
Сами религиозные деятели считают, что вся духовная культура входит в религию, пронизана ее смыслами и ценностными ориентациями. Религия отводит важную роль «религиозному чувству», которое непостижимо разумом и изначально происходит от Бога. Противоположную позицию занимают секулярно или агностически ориентированные ученые. Они считают, что врожденное «религиозное чувство» есть архетип преклонения, имеющий естественное, а не сверхъестественное происхождение. Религиозная идеология нередко становилась орудием принуждения в руках властвующих элит. Но она же могла становиться милосердной заступницей социальных низов. Главный водораздел проходит не между верующими и атеистами, а между, с одной стороны, людьми высоконравственными, добрыми и справедливыми, а с другой — такими, которые готовы на всё ради своего преуспевания.