Спикер принял участие в панельной дискуссии «Трансформация рынка труда», в ходе которой осветил темы новых вызовов — пандемии и цифровизации. Ярослав Кузьминов отметил, что пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни.
Ярослав Кузьминов представил результаты исследования НИУ ВШЭ повседневных практик населения, потребительского выбора и бюджетов времени:
«Цифра нас затягивает. 67 % людей каждый день находятся в интернете, 63 % из них — в социальных сетях; в среднем на это уходит два часа в рабочие дни, в выходные — три часа. Это без учёта просмотра телевизора: с ними уже три и пять часов в сутки. Половина опрошенных при этом главным дефицитом считает прогулки, встречи с друзьями и чтение книг. Вживую каждую неделю с друзьями и родственниками общаются 43 %, онлайн — 67 %».
По данным исследования, 54 % опрошенных пользуются мобильными приложениями для покупки широкого спектра товаров — цифровыми гипермаркетами. 48 % используют сервисы частных объявлений, достаточно популярны онлайн-аптеки: такие приложения установлены у 24 % респондентов. За последние 12 месяцев 68 % человек совершали покупки в российских интернет-магазинах и 37 % в иностранных.
Спикер также рассказал об отношении россиян к работе. Исследование показало, что 78 % опрошенных готовы работать больше, чтобы увеличить личный заработок. Люди согласны работать на 2 часа в день больше, если их доход при этом увеличится в среднем на 41 %.
«Базовый доход — это не про Россию. Выбор россиян — точно не четырёхдневная рабочая неделя, а поиск возможности заработать и распространение новых моделей занятости», — поделился Ярослав Кузьминов.
По мнению спикера, сейчас заканчивается эпоха «офисного планктона». В выигрыше оказываются работники креативных индустрий, ИТ-специалисты и те, кто обладает развитыми soft skills. В соответствии с новыми запросами меняется и образование: на первый план выходят те навыки, которыми не обладает машина. Самыми перспективными рынками высшего образования сейчас являются ИТ, медиа и коммуникации.