Научные события — итоги 2018: ежегодный рейтинг телеканала «Наука»

Джус Мария http://www.naukatv.ru/

Телеканал «Наука» и Институт современных медиа (MOMRI) провели ежегодный опрос российских учёных и жителей крупных городов России о ключевых событиях 2018 г.

Какие научные достижения, открытия 2018 г. считают наиболее значимыми представители научного сообщества, а что — обычные россияне? Каждый год в декабре мы опрашиваем ведущих российских учёных, представляющих различные направления науки, а также 1600 жителей крупных и средних российских городов.

Научные достижения 2018: что самое главное?

В 2018 г. мнения учёных о том, что назвать главными научными достижениями, разошлись. Тем не менее можно выделить две сферы, в которых идёт активнейшее развитие и в которых в минувшем году зафиксированы значимые события, — это исследования космоса и медицина.

Астрономия и исследования космоса

Важными событиями в астрономии российские учёные назвали второй релиз данных спутника Gaia, содержащий информацию о точном расположении и передвижении почти 1,7 млрд звёзд, а также о 14 тыс. астероидах Солнечной системы. Эта экспедиция даёт всё новые данные, описывающие устройство нашей Галактики. Вместе с тем в 2018 г. можно отметить также и завершённые проекты: именно в этом году была окончена миссия телескопа имени Кеплера.

О значимости миссии телескопа имени Кеплера говорит доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией в Теоретическом отделе Физического института Российской академии наук Алексей Михайлович Семихатов: «Космический телескоп имени Кеплера открыл некоторое число экзопланет, около 2600, и из них небольшое количество планет земного типа. Он изменил наше представление об устройстве планетных систем. Нельзя сказать, что эти открытия были сделаны в 2018 г., ведь этот телескоп довольно долго летал, но в 2018 г. он завершил работу, и, мне кажется, важно подвести итог».

Значимой вехой в освоении космоса стал анонсированный NASA в декабре 2018 г. выход аппарата Voyager 2 в межзвёздное пространство (запущенный в 1977 г., аппарат сейчас находится в 18 млрд километров от Земли).

«Voyager 2 — искусственное творение человека — улетает в межзвёздное пространство, а оттуда к нам в этом году прилетало явление природное — астероид необычной формы. Судя по его орбите, он не принадлежит Солнечной системе, а путешествует между звёздами. Это говорит о том, что в космосе происходит обмен веществом, в том числе и между звездными системами, хотя кажется, что они изолированы друг от друга», — комментирует Семихатов.

Джус Мария, Научные события — итоги 2018: ежегодный рейтинг телеканала «Наука». Ректор ВУЗа. 2019;3.