По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.954.4 DOI:10.33920/med-08-2001-07

Научное обоснование влияния образовательной среды на адаптационные процессы организма подростков

А. А. Войтович канд. мед. наук, старший преподаватель кафедры общей гигиены и экологии, ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов; e-mail: voitovich.88@mail.ru

В статье приведены результаты исследования адаптационных возможностей организма подростков по функциональным показателям сердечно-сосудистой, вегетативной нервной системы и психоэмоционального статуса. Выявлена зависимость изменения показателей адаптации от уровня воздействия факторов учебной среды. Разработаны профилактические мероприятия по сокращению негативного влияния образовательной среды на организм учащихся.

Литература:

1. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Альбицкий В. Ю., Терлецкая Р. Н. Профилактика инвалидности — ведущий приоритет охраны здоровья матери и ребенка // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2019. — № 27 (3). — С. 216–221.

2. Елисеева Ю. В., Истомин А. В., Милушкина О. Ю., Елисеев Ю. Ю. Гигиеническая безопасность среды обитания и формирования здоровья детей и подростков. — Саратов, 2016. — С. 164.

3. Золотникова Г. П., Капцов В. А., Кургуз Р. В. Влияние техногенного загрязнения на показатели здоровья учащихся лицеев // Гигиена и санитария. — 2017. — № 96 (5). — С. 470–474.

4. Иванов В. Ю. Гигиенические аспекты организации труда работников, не достигших 18 — летнего возраста: мат-лы XI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 2012. — № 3. — С. 363–365.

5. Мансур Т. И., Гирич В. С., Мансур Н. и др. Состояние вегетативной нервной системы у студентов в период адаптации в вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. —. 2016. — № 3. — С. 41–45.

6. Яковлев Н. М., Долич В. Н., Гудзь В. В. и др. Комплексная оценка здоровья учащихся профессиональных образовательных учреждений // Санитарный врач. — 2019. — № 6. — С. 64–67.

7. Сырцова М. А., Соломай Т. В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса // Санитарный врач. — 2016. — № 8. — С. 38–42.

8. Авраменко В. Г., Нехорошева Е. В., Денисов Л. А. Физическая активность в системе воспитания культуры здорового образа жизни в образовательном пространстве Зеленоградского АО г. Москвы // Санитарный врач. — 2019. — № 4. — С. 56–66.

1. Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S., Albitsky V. Yu., Terletskaya R. N. disability Prevention is the leading priority of maternal and child health protection. Problemy social’noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny // Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2019; 27 (3): 216–221. (in Russian)

2. Eliseeva Yu. V., Istomin A. V., Milushkina O. Yu., Eliseev Yu. Yu. Hygienic safety of habitat and formation of health of children and adolescents. -Saratov, 2016: 164 (in Russian)

3. Zolotnikova P. G., Kaptsov V. A. and Kurguz, R. V. Influence of technogenic pollution on the health indicators of students of the high schools // Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation. — 2017; 96 (5): 470–474. (in Russian)

4. Ivanov V. Yu. Hygienic aspects of labor organization of workers under 18 years of age. Materials of XI all-Russian Congress of hygienists and sanitary doctors. Moscow, 2012; 3: 363–365. (in Russian)

5. Mansur T. I., Girich V. S., Mansur N. et al. the state of the autonomic nervous system in students during adaptation at the University // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Medicina. (Bulletin of the peoples ‘friendship University of Russia. Series: Medicine). 2016; 3: 41–

45. (in Russian)

6. Yakovlev N. M., Dolich V. N., Gudz V. V. and others. Complex assessment of health of students of professional educational institutions // Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2019; 6: 64–67. (in Russian)

7. Syrtsova M. A., Solomay T. V. Hygienic aspects of restructuring of General education organizations and intensification of the educational process // Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 8: 38– 42 (in Russian)

8. Avramenko V. G., Nekhorosheva E. V., Denisov L. A. Physical activity in the system of education of healthy lifestyle culture in the educational space of Zelenograd Autonomous district of Moscow // Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2019; 4: 56–66. (in Russian)

For correspondence: Anna Voytovich, e-mail: voitovich.88@mail.ru

Conflict of interest. The author declares that there is no conflict of interest.

Financing. The study had no sponsorship

Неблагоприятные изменения адаптационных возможностей растущего организма способствуют формированию различных функциональных расстройств и развитию хронической патологии. Возможности организма к улучшению адаптационных резервов в значительной мере определяют уровень популяционного здоровья населения [2, 3, 7, 8]. Базовыми адаптационными реакциями, обеспечивающими весь комплекс приспособительных механизмов, являются процессы, протекающие в кардиореспираторной и нервной систе мах. Нормализация функций центральной и вегетативной нервной системы является основой построения адаптационных процессов [5]. Нарушение адаптационных реакций организма подростков, приводящее к развитию дезадаптации, хронических заболеваний и ограничений жизнедеятельности, находится в зависимости от воздействующих факторов окружающей природной и образовательной среды [4, 6–8].

Официальные статистические данные свидетельствуют, что самый значительный рост (в 1,5 раза) заболеваемости отмечается в возрасте 15–17 лет. Заболеваемость подростков в возрасте 15–17 лет в настоящее время имеет положительную динамику и в период с 2011 по 2018 г. сократилась на 6,6 % на территории РФ. На территории Приволжского федерального округа в период с 2011 по 2018 г. данный показатель сокращался на 15,4 %, а на территории Саратовской области — на 6,1 %. Данную динамику можно считать положительной, однако вызывают тревогу увеличивающиеся темпы роста инвалидности среди подростков и детей. Соответствующий показатель в период с 2011 по 2018 г. увеличился на 13,9 % в целом на территории России. В ПФО количество детей-инвалидов увеличилось на 7,1 % за последние 7 лет, а на территории Саратовской области — на 12,7 % (р < 0,05). Причинами такого положения современные исследователи [2, 3, 5] считают неблагополучное санитарное состояние среды обитания, низкую медицинскую активность и санитарную грамотность населения, недостаточную профилактическую работу.

Для Цитирования:
А. А. Войтович, Научное обоснование влияния образовательной среды на адаптационные процессы организма подростков. Санитарный врач. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: