В статье приводятся результаты научно-исследовательских работ (НИР), выполнявшихся в течение последних 30 лет на кафедре автомобильных дорог Вологодского государственного университета (ВоГУ). Эти НИР посвящены решению актуальных вопросов строительства сооружений на сезоннопромерзающих грунтах.
В 80-х годах основное направление этих работ было посвящено совершенствованию методики проектирования дорог на промороженном покрове. К ним относятся зимние переходы через болота и ледяные переправы. Исходным материалом для выполнения данной разработки послужил опыт строительства промысловых дорог при освоении нефтяных месторождений в Западной Сибири.
Территории этих месторождений характеризуются суровыми климатическими условиями, повышенной обводненностью и заболоченностью, распространением слабых грунтов, отсутствием постоянной дорожной сети. В этих условиях на начальном этапе освоения нефтяных месторождений повсеместное распространение получили зимние промысловые дороги, в том числе и на естественном промороженном торфяном покрове. В последующем, здесь, впервые в отечественной практике дорожного строительства, стали прокладывать транспортные магистрали, предназначенные для перемещения вышечно-лебедочного блока буровой установки с поднятой стрелой. В процессе перемещения данного блока общая масса нагрузок составляла около 180 тонн. Схема транспортировки вышечно-лебедочного блока буровой установки приведена на рис. 1.
Дальнейшее совершенствование таких магистралей было направлено на разработку технологии по устройству теплоизоляционного покрытия. Внедрение этих покрытий обеспечило эксплуатацию транспортных магистралей на промороженном торфяном покрове и в летний период.
Типовые поперечные профили дороги с продленным сроком действия приведены на рис. 2.
Выполнявшаяся в ВоГУ разработка являлась завершающим этапом исследовательской работы, предыдущие разделы которой изложены в книге, вышедшей в издательстве «НЕДРА» в 1980 г. [1]. В состав ее авторского коллектива, помимо одного из авторов данной статьи (Г.Л. Кагана), входили д.т.н. С.С. Вялов (институт НИИОСП), работники Главтюменьнефтегаза – руководитель главка В.И. Муравленко, начальник отдела вышкостроения А.Н. Воевода. Данная работа посвящена вопросам, связанным с определением несущей способности промороженного торфяного покрова. В ней приведены результаты экспериментальных исследований по определению комплекса характеристик мерзлого торфа, необходимых для расчета несущей способности покрова, а также известные аналитические методы этих расчетов. Последние были разработаны применительно к расчету ледяных переправ.