Новое понимание роли персонала как ключевого стратегического ресурса организации в условиях рыночной экономики потребовало создания служб управления персоналом, значительного расширения их функций и изменения приоритетов их деятельности. Одной из форм решения теоретических и практических проблем в сфере труда и выступают научные школы (НШ).
В традиционном понимании «Научная школа» рассматривается как исторически обусловленная форма организации научной деятельности группы исследователей, поскольку эта деятельность предполагает «производство» не только научных идей, но и «производство» ученых, без чего невозможно сохранение традиций, передача «эстафеты знаний», а тем самым и существование науки в качестве социально-исторической системы.
Таким образом, научная школа — это группа ученых или коллектив исследователей, выполняющая в долгосрочном периоде под руководством лидера (руководителя школы) определенную научно-исследовательскую программу, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач.
НШ считается сложившимся коллективам исследователей различных возрастным групп и научной квалификации, связанный проведением исследований по общему научному направлению, признанным научной общественностью, возглавляемым руководителем и осуществляющим подготовку научных и научно-педагогических кадров, в том числе молодых ученых.
Таким образом, основными функциями научной школы являются проведение научных исследований, создание инновационного продукта, преемственность поколений в ходе подготовки научных кадров высокой квалификации.
Основными критериями формирования и признания научной школы является наличие:
• коллектива ученых, объединенных проведением исследований по общему научному направлению. В его состав должны входить несколько поколений ученых, в том числе не менее 5 докторов и кандидатов наук, а также молодые ученые (до 35 лет) и аспиранты (или соискатели);
• исследовательской программы по приоритетному направление в науке и образовании;