Существуют варианты методов организации труда, применяемых в транспортных предприятиях, в частности — автобусных парках, в зависимости от производственных особенностей. Но более важную роль играет не выбор метода, а то, на чем тот или иной метод базируется. Научная организация труда (НОТ) как раз такое основание для определения оптимальных параметров трудовых процессов. Главная черта и преимущество НОТ — тщательный научный анализ трудовых процессов и влияющих условий, который и определяет практические меры по организации труда в конкретной области и даже для отдельных профессий.
Совершенствование организации труда водителей является основной задачей, так как от этого зависит весь процесс пассажирских перевозок.
В этой сфере существует ряд взаимозависимых и равнозначных целей: высокое качество обслуживания населения, безопасность движения, оптимальная производительность труда водителей, рациональный режим труда и отдыха и сохранение их здоровья. Все это возможно только при грамотной организации труда.
Научные исследования в данном случае призваны определить наиболее эффективные решения.
Личностные способности, влияющие на успешность выполнения разных задач, у водителей не одинаковы. Некоторых отличает многозадачность. Например, один способен одновременно следить за малейшими отклонениями от расписания и оперативно корректировать скорость, одновременно удерживать внимание на дороге и быть готовым среагировать на обращение пассажира. Другой — может хорошо выполнять единовременно только одну задачу. Есть те, кто в совершенстве владеют одной из составляющих частей транспортного процесса. Поэтому важно организовать условия для распространения индивидуального опыта в коллективе для повышения профессиональных навыков всех водителей.
Исследование особенностей специфики работы водителя показало, что эффективность особенно зависит от таких факторов как отдых, питание, четкость расписания перерывов и т. п. Для водителей благоприятные условия труда такой же обязательный критерий, как трезвое состояние. Хотя бы потому, что от состояния водителя зависит безопасность пассажиров. Поэтому существуют четкие нормы, закрепленные «Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобиля».