В контексте нынешнего широкого внедрения инноваций в образовательные учреждения роль педагога как непосредственного носителя новаторских идей и процессов, на наш взгляд, значительно возрастает. А это требует от него, ко всему прочему, психолого-педагогической готовности осуществлять свою изыскательскую деятельность в инновационной информационно-образовательной среде, творческого подхода к решению педагогических задач в меняющихся обстоятельствах и действительно специальной подготовки к проведению научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы. Эта готовность предполагает наличие следующих факторов:
— интегративно-личностное образование, включающее мотивационно-ценностное отношение к такому виду деятельности, как научная работа;
— профессионально-личностные качества, обеспечивающие успешность научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности;
— сформированность системы методологических знаний и исследовательских умений и навыков;
— физическое и интеллектуально-умственное состояние человека, позволяющее все свои знания, умения и навыки продуктивно применять при решении различных изыскательских работ.
Можно вспомнить и великого И.П. Павлова, относившего к ведущим качествам личности исследователя научную последовательность; прочность познания азов науки и стремление от них к вершинам человеческих знаний; сдержанность, терпение; готовность и умение делать черновую работу; умение терпеливо накапливать факты; научную скромность; готовность отдать науке всю жизнь. Разве это не о педагогах, разве не о тех людях, для кого педагогика и вправду становится образом жизни? Только вот препятствий на этом пути столько, что, возможно, и «не снится нашим мудрецам»…
Опыт показывает, что успешное осуществление научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности обеспечивается при условии, если педагог-исследователь владеет знаниями специфики и технологии целенаправленного научного экспериментирования и исследовательского поиска, методологии и технологии организации педагогического эксперимента, технологий педагогического измерения, оценки и интерпретации результатов научно-педагогических изысканий. Конечно, при всём многообразии педагогических инноваций (дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и др.) реализация ведущих педагогических функций остаётся за человеком, непосредственно стоящим перед аудиторией. Он может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, эксперта, консультанта, пользователя и даже маркетолога. Но, повторим, ещё на стадии формирования у педагога исследовательских качеств необходима разносторонняя подготовка в области педагогики, психологии, средств информатизации, управления, эргономики и других наук. Именно на этой базе формируются компетентность педагога в области проведения научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы, готовность к восприятию, экспертизе и реализации инноваций в своей педагогической практике. И плюс совокупность качеств, характеризующих творческую личность: мотивация и направленность, эрудиция, педагогические способности и умения, черты характера и др. Вопрос-то в другом: всем ли педагогам это надо?