По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Научная дипломатия в современном международном дискурсе

К. М. Табаринцева-Романова доцент кафедры теории и истории международных отношений департамента международных отношений УрФУ, канд. филол. наук, доцент; E-mail: kmromanova@mail.ru.

В настоящей статье на основе анализа деклараций и базовых документов основных организаций-идеологов научной дипломатии (Американская ассоциация содействию развитию науки (АААS), Лондонское королевское общество (the Royal Society, Центр научной дипломатии (Centre for Science Diplomacy), проект ЕС S4D4C), а также на базе научных работ российских исследователей дается характеристика определения данного вида дипломатии; подробно рассматривается принятая в феврале 2019 г. Мадридская декларация по научной дипломатии. Выделяются основные вызовы научной дипломатии на современном этапе.

Сложившаяся современная геополитическая ситуация (мировой экономический кризис, европейский миграционный кризис, гибридные войны, политика санкций и контрсанкций и пр.) провоцирует рост научного исследовательского интереса к теоретико-методологическому переосмыслению понятия дипломатии. Многообразие точек зрения часто приводит к размыванию самого концепта классической дипломатии, особенно в вопросах типологизации, причиной чего является отсутствие в теории дипломатии строго научной классификации ее видов и типов [1, c. 30]. Сложившаяся ситуация способствует формированию в международном дискурсе зонтичного определения гуманитарной дипломатии как «интегрированного комплекса следующих ее параметров: апелляция к общечеловеческим ценностям и нравственным требованиям справедливости, сохранение достоинства коммуницирующих сторон; использование для достижения политической лояльности привлекательных социальных, образовательных, научных и иных программ; деятельность по расширению культурного обмена, продвижение национальной культуры (традиционной и современной) и языка, развитие туризма; защита прав и свобод граждан, соблюдение норм международного права; участие в ненасильственном разрешении политических и социальных конфликтов, миротворческая деятельность; организация на международном уровне государственной и волонтерской деятельности по улучшению условий жизни уязвимых групп людей в условиях бедствий, войн и конфликтов; деятельность, направленная на предотвращение преступлений против человечества (геноцид), выступление против разных видов дискриминаций» [2, c. 65–66]. То есть мы наблюдаем своего рода поворот от военно-политического к гуманитарному («человеческому») толкованию дипломатии. В связи с этим культура, наука, образование начинают играть немаловажную роль при анализе международных отношений. Исследователи все чаще рассматривают культурную, научную, образовательную, спортивную, гастрономическую дипломатию в качестве эффективных инструментов реализации «мягкой силы» зарубежных государств или международных организаций. Как подчеркнул А. О. Чубарьян, «в настоящее время нужна активизация экспертного сообщества, нужно то, что сейчас принято называть научной дипломатией» [3].

Для Цитирования:
К. М. Табаринцева-Романова, Научная дипломатия в современном международном дискурсе. Дипломатическая служба. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: