По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.518.3: 006.88: 614.8: 006.354

Национальный стандарт информационных моделей компетенций по безопасности производства

Халин Е. В. д-р техн. наук, НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ, г. Москва
Михайлова Е. Е. ведущий специалист, НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ, г. Москва

НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ разработан национальный стандарт «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Информационная модель компетенций работника по безопасности производства». Стандарт устанавливает требования ко всем системам информационных моделей компетенций работников по безопасности производства, включая структуру, технологию наполнения формализованными сведениями и сопровождения с использованием средств информационных технологий и информационных систем, применяемых на производстве, в учебных центрах, профессиональных учебных заведениях и иных образовательных учреждениях всех уровней, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров.

Литература:

1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

2. ГОСТ Р 58355. Информационно коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Информационная модель компетенций работника по безопасности производства.

3. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

6. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Программа “Цифровая экономика Российской Федерации”».

7. ГОСТ Р 12.0.004. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

8. ГОСТ Р 12.0.002. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения.

9. ГОСТ 33244. Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Концептуальная эталонная модель компетенции и связанных объектов.

10. ГОСТ Р 52653. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.

11. ГОСТ Р 57099 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Общие положения.

12. ГОСТ Р 58025. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Электронное портфолио работника по безопасности производства.

13. ГОСТ РИСО/МЭК 2382–36. Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка.

14. ГОСТ Р ИСО/МЭК 25040. Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE). Процесс оценки.

15. Патент № 2641249, МПК G06F17/40, G06Q50/04.

16. Халин Е. В. Электрическая безопасность. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ, 2017. — 454 с.

17. Халин Е . В., Позднеев Б . М . , Михайлова Е. Е. О новом национальном стандарте по электронному обучению безопасности производства // Вестник связи. — 2017. — №3. — С. 11–16.

18. Халин Е . В., Позднеев Б. М. , Михайлова Е. Е. Национальный стандарт системы электронных портфолио работников по безопасности производства // Вестник связи. — 2018. — №5. — С. 45–50.

19. Халин Е. В., Позднеев Б. М. Системы электронного обучения персонала безопасности производства // Промышленная энергетика. — 2017. — №6. — С. 45–50.

20. Патент РФ №2591687, МПК G09B19/00.

Настоящий стандарт [1] разработан в соответствии с [2] в целях защиты жизни и здоровья работающих на основе эффективного электронного обучения персонала безопасности производства и вводится в действие 1 декабря 2019 г. приказом Росстандарта № 51-ст от 21 февраля 2019 г.

Национальный стандарт устанавливает общие требования к информационным моделям компетенций работников по безопасности производства (ИМК БП), применяемым в системах электронного обучения безопасности производства. Применение информационных моделей компетенций работников в области безопасности производства является эффективным инструментом для организации персонифицированного электронного обучения работников, гарантирующего приобретение устойчивых компетенций по безопасности производства [3–6].

ИМК БП обеспечивают однообразное, однотипное представление информации о компетенциях по безопасности производства, способствуют решению проблем рационального использования кадровых ресурсов при обмене информацией о компетенциях между различными организационными структурами и функционально совместимыми системами электронного обучения. Компетентность работника в области безопасности производства и связанная с ней информация должны быть однозначно формализованы для эффективного управления и обмена сведениями в системах электронного обучения безопасности производства.

Результаты индивидуального производственного обучения, общего и специального образования, курсов повышения квалификации в сфере безопасности производства должны фиксироваться и подлежать формализации по однотипной технологии и переноситься без потерь при обмене информацией между системами электронного обучения безопасности производства с учетом производственных целей и карьерных стратегий работника.

Оценка и поддержка развития кадрового потенциала организации требуют, чтобы системы электронного обучения безопасности производства обеспечивали более гибкую, целостную интеграцию в производственные процессы и своевременный обмен компетенциями и связанной с ними информацией при организации производственных процессов.

Для Цитирования:
Халин Е. В., Михайлова Е. Е., Национальный стандарт информационных моделей компетенций по безопасности производства. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: