Как применять национальный режим в госзакупках — этот вопрос волнует специалистов с конца прошлого года, когда Правительство РФ своим Постановлением № 1875 конкретизировало порядок применения положений Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ о национальном режиме при осуществлении закупок. Согласно документу были определены:
• особенности проведения закупок в случаях установления запрета, ограничения закупок определенных «иностранных» товаров и услуг, в том числе соответствующие перечни товаров и услуг, в отношении которых установлены запрет или ограничение;
• минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения, перечень соответствующих товаров и требования к форме отчета об объеме закупок отечественных товаров;
• перечень информации и документов, подтверждающих страну происхождения товаров.
Постановление применялось к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о которых размещены в ЕИС либо договоры с единственным контрагентом при осуществлении которых заключены после 1 января 2025 года.
В марте Министерство финансов, в связи с поступлением вопросов об указании страны происхождения товара в заявке на участие в закупке, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, подготовило разъяснения1.
Ключевые положения:
• заявка на участие в закупке должна содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
• указание нескольких стран происхождения товара в заявке на участие в закупке Законом № 44-ФЗ не предусмотрено;
• страна происхождения товара является основополагающим условием для предоставления национального режима в сфере закупок и применения предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 «защитных» мер, которые не предусматривают множественности по вопросу о стране происхождения товара, а введение такой множественности повлекло бы риск невозможности надлежащей реализации соответствующей «защитной» меры;