По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.776.2

Национальный контекст деловой коммуникации

Михельсон Светлана Викторовна ФГБОУ ВО «Красноярский государский аграрный университет». Россия, 660049, Красноярск, просп. Мира, 90, e-mail: autel@inbox.ru

В статье рассматривается деловая коммуникация сквозь призму национальной культуры и ее влияния на деловую коммуникацию. Основное внимание автор акцентирует на критическом анализе культурных особенностей, которые влияют на деловую коммуникацию, так как методы ведения деловых переговоров зависят во многом от культуры. Именно учет влияния определенной национальной культуры на деловую коммуникацию может быть решающим моментом в ходе различных деловых переговоров.

Литература:

1. Библер В.С. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — С. 31–42.

2. Волошин П. Английский язык делового общения как лингвистическое и дидактическое явление: автореф. дис. … канд. филолог. наук. — М., 2001. — 24 с.

3. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / Сост. Панфилова А.П. — СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. — С. 15.

4. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. — Барнаул, 1999. — С. 22.

5. Максименко Е.С. Национально-культурная специфика отраслевых терминосистем: на материале американской и английской юридической терминологии: автореф. дис. … канд. филол. наук. — Саратов, 2002. — 22 с.

6. Малюга В.Н. Некоторые особенности речевого поведения в официальноделовом стиле. [Электронный ресурс.] URL: http://www.nop-dipo.ru/en/ node/322 (Дата обращения 01.03.2017).

7. Ширяева Т.А. Когнитивное моделирование институционального делового дискурса: автореф. дис. …док. филол. наук. — Краснодар, 2008. — 48 с.

8. Hall E.T. The Silent Language. — New York: Doubleday, 1959.

Статья поступила 27.04.2017 г.

Возрастающая роль бизнеса в современном мире повлияла на интерес ученых разных областей к изучению деловой коммуникации и межкультурного делового общения. В современных зарубежных исследованиях деловая коммуникация зачастую рассматривается с точки зрения межкультурной коммуникации, в частности, межкультурных переговоров, деловых встреч и корпоративной коммуникации. Для нашего исследования важно было изучить деловую коммуникацию сквозь призму национальной культуры и ее влияния на деловую коммуникацию. А для этого мы можем использовать кросс-культурные методы исследования разных народов, сильные и слабые стороны их культуры, предвидеть возможные модели поведения в процессе делового общения у противоположной стороны, а также понять культурные факторы, которые могут повлиять на их решения. Изучение культурных особенностей, которые влияют на деловую коммуникацию, очень важно, так как методы ведения переговоров зависят во многом от культуры. Каждая культура имеет свои собственные стандарты, и одно поведение, которое имеет определенное значение в определенной культуре, может быть истолковано по-разному в другой. Поэтому при деловом общении с людьми из других стран их культурные традиции должны быть соблюдены. Именно учет влияния определенной национальной культуры на деловую коммуникацию может быть решающим моментом в ходе различных деловых переговоров.

Наше исследование направлено на изучение роли культуры и ее ценностей как важнейшего фактора в деловой коммуникации. Соответственно, необходимо: 1) определить понятие деловой культуры в нужном нам контексте; 2) рассмотреть понятие деловой культуры и коммуникации; 3) разобрать культурные факторы, влияющие на деловую коммуникацию.

Как утверждает Эдвард Холл, культура — это коммуникация, а коммуникация есть культура. Культура развивается благодаря языку и коммуникации [8].Говоря о культуре в целом и о деловой культуре, в частности, следует упомянуть о ценностях, культурных нормах и средствах передачи культурных образов, которые являются компонентами культуры. Так, Л. С. Колмогорова рассматривает ценности как «способ регуляции человеческой деятельности, поведения, которые являются наиболее сложным компонентом культуры» [4. С. 22]. В. С. Библер рассматривает культуру как уникальный и универсальный способ общения, причем не только в рамках своего социума, но и в масштабе человечества [1. С. 31–42]. В целом, культура в системе общественных отношений выступает как самое сложное и многогранное явление.

Для Цитирования:
Михельсон Светлана Викторовна, Национальный контекст деловой коммуникации. Вопросы культурологии. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: