По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Национальные традиции и элитарное искусство

Сергей Кулибаба кандидат искусствоведения, заведующий отделом национальных культур Центра культуры народов России ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества им. В. Д. Поленова», заслуженный работник культуры РФ
Дмитрий Морозов руководитель Центра русского фольклора ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества им. В. Д. Поленова», художественный руководитель народного хора Российской академии музыки им. Гнесиных Фото предоставлены из архивов ГРДНТ им. Поленова

Необходимо с самого начала определиться, что именно таким смысловым образом статья была востребована редакцией журнала «Дом культуры». Спасибо за приглашение к разговору и за возможность общения с заинтересованными читателями.

Рассматривать заявленную тему можно и в варианте «элитарные традиции и национальное искусство», что тоже будет интересным (от частного к общему или наоборот).

В советское время подобные подходы к рассмотрению проблем были мало востребованы в обществе в силу того, что интеллигенция была позиционирована как «социальная прослойка». В новой России обстоятельства заставляют всех, в том числе и представителей интеллигенции, больше думать о том, как адаптироваться к новым реалиям, чтобы занять достойное место в возникших социальных иерархиях.

Но и в самые тяжелые моменты истории, например в блокадном Ленинграде и в те же «лихие» 90-е, национальные традиции и элитарное искусство вопреки всему не были уничтожены. Это по-разному трактуют историки, современники, но, надеемся, что в основе всех социальных процессов в России лежат объективные закономерности накопления поколениями различных духовно-ценностных устоев не покорителей, но созидателей.

Возможно, сегодня именно то актуальное время, когда осознание заявленной темы будет способствовать осмыслению каждым из нас национального достоинства в составе каждого этноса и всего российского общества, а также включению и эффективному использованию в каждом конкретном случае восходящих социальных лифтов для воспитания новых социальных элит на основе национальных традиций.

Обозначенная редакцией тема также может стать началом интересной и полезной дискуссии о перспективах работы современного Дома культуры.

Элитарное искусство (франц. elite — «лучшее, отборное») изначально было ориентировано на небольшую группу людей — элиту, которая якобы обладает особой художественной восприимчивостью. Не вдаваясь в научные тонкости, отметим лишь, что такое искусство противопоставлялось массовому искусству, а следовательно, в какой-то мере и традиционному национальному народному творчеству.

Для Цитирования:
Сергей Кулибаба, Дмитрий Морозов, Национальные традиции и элитарное искусство. Дом культуры. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: