По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Национальные особенности университетской среды

Ярослав Кузьминов и Мария Юдкевич в своей книге «Университеты в России: как это работает» исследуют российскую университетскую среду, её национальные особенности, которые сложились под влиянием тех или иных исторических событий.

По данным статистического исследования, 80 % россиян хотят, чтобы их дети получили высшее образование. И дело не только в пресловутом престиже, а во вполне себе практической выгоде — зарплатная премия обладателя заветного диплома составляет 50 %. Большая доля населения с высшим образованием также полезна для общества: это активные граждане с установкой на высокие стандарты жизни, востребованные на работе, квалифицированные в качестве потребителей.

Сегодня в публичном поле актуальны дискуссии о качестве российского образования и его специфике. Является ли оно продуктом европейского опыта или это самобытный феномен? Можно ли считать его конкурентоспособным? В чём характерные отличия и почему они такие, какие есть?

Так, например, пишут авторы, для имперских и советских университетов было характерно формирование профессиональных, но не государственных элит. Российское студенчество воспитывалось на идеях прогресса, а не социальной устойчивости. Такое мировоззрение образованного класса заложило мину под здание российской, а позднее советской государственности, отмечается в книге. Конечной причиной этого, считают Кузьминов и Юдкевич, было неумение государства вовлечь академическое сообщество в решение текущих политических и управленческих задач.

В своей работе авторы также отмечают, что переоценить значение высшего образования в нашей стране сложно. Последние 50 лет в СССР и России оно играет роль главного сигнала социального статуса человека. Это мощный драйвер социального развития и изменений, происходящих в обществе.

Между тем университеты закладывают фундамент успешности не только для каждого выпускника, но и для государства в целом. От того, как устроена национальная система высшего образования, часто зависит будущее страны.

«Наш ключевой тезис — высшее образование теснейшим образом переплетено с происходящим в обществе, с социальными, экономическими и политическими элементами его устройства и не может рассматриваться вне этого контекста. Система высшего образования влияет на общество: через формирование интеллектуальной элиты, через вклад в человеческий капитал нового поколения, через трансляцию системы ценностей, через расширение индивидуальных возможностей людей», — отмечается в книге.

Для Цитирования:
Национальные особенности университетской среды. Ректор ВУЗа. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: