Статья поступила 23.05.2016 г.
В условиях современных вызовов и угроз в этнической сфере консолидация российского общества стала одной из важнейших проблем государственного строительства, а идеологема «российской (гражданской) нации» рассматривается отечественными исследователями в качестве реального фактора, объединяющего полиэтничное сообщество граждан России [6]. В ряде федеральных документов укрепление единства российской нации и гражданского единения обозначено как приоритетная цель [1]. Таким образом, глобализационный императив ХХI в. актуализирует социально-философский анализ трансформации национальной политики и влияния новых измерений на характер деятельности гражданских институтов. «Стимулируемые и защищаемые правом общественные объединения вместе с другими институтами гражданского общества могут удерживать страну от катастрофы» [5. С. 141]. Эта оценка в первую очередь относится к национально-культурным общественным объединениям (далее — НКО). Однако их роль в процессах консолидации российского общества исследована недостаточно. Учитывая сложившуюся гносеолологическую ситуацию, представляется важным на примере Пермского края показать возможности и приоритеты деятельности НКО в современных условиях. В этом контексте процесс создания НКО в России, в т. ч. и в Пермском крае, с одной стороны, вписывается в общую канву этнополитических процессов конца XX в., с другой — сегодня представляет один из содержательных аспектов государственной национальной политики, новые приоритеты которой обуславливают активизацию включения НКО в социальную практику. Востребованность российским социумом потенциала этих институтов актуализируется возрастающим масштабом этносоциальных проблем. Эта тенденция находит подтверждение при анализе социальных факторов формирования НКО в 1990-е гг., важнейший из которых был обусловлен их возможностью и готовностью вместе с государством взять на себя ответственность за сохранение этнокультурной самобытности народов России. Эти НКО имеют ряд особенностей. Во-первых, они инициируются и действуют по принципу добровольности с целью достижения общественного благополучия этнических сообществ. Во-вторых, они «выполняют существенную роль в процессах формирования и сохранения социального капитала,вовлечения населения в социальные изменения» [4].