Дата поступления рукописи в редакцию: 30.10.2023
Дата принятия рукописи в печать: 24.11.2023.
Современный международный инвестиционный режим по праву можно назвать лоскутным одеялом. Единого соглашения, конвенции или наднациональной организации, регулирующей глобальные потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ), нет. Отдельные аспекты, в частности, связанные с узкой направленностью, например права на интеллектуальную собственность или дискриминационные ограничения в торговле, оказывающие влияние на деятельность иностранного инвестора, прописаны в соглашениях пакета ВТО, однако международный ландшафт все же представлен тысячами двусторонних соглашений о защите и поощрении ПИИ (ДИД) [16].
Тем не менее сегодня мы можем наблюдать, как складывающаяся долгие годы картина становления разветвленной сети ДИД претерпевает существенные изменения. Под влиянием новых веяний современного этапа глобализации происходящие трансформации не могли не затронуть ПИИ хотя бы потому, что текущая и будущая технологические повестки требуют пересмотра устаревших режимов, формируемых в эпоху биполярности [6]. Действительно, со второй половины XX века количество ДИД ежегодно росло, но вследствие мирового финансового кризиса, начиная с 2010 г., количество расторжений стало заметно увеличиваться. Тем не менее на динамике накопленных действующих ДИД это не отражалось за счет заключения новых договоров. Однако в 2017 г. тенденция поменялась, а количество ежегодно денонсируемых ДИД впервые превысило число заключаемых договоров (рис. 1).
Как упоминалось выше, в первую очередь «устаревшие» ДИД не учитывают многих аспектов, связанных с технологическим переходом. Стоя на пороге далеко идущих глобальных преобразований, обещанных искусственным интеллектом (ИИ) и другими появляющимися цифровыми и не только технологиями, масштаб последствий которых оценить пока крайне сложно, очевидно, что государствам не удастся избежать различного рода волнений и беспокойств. Характер этих волнений во многом зависит от градуса геополитической напряженности, но все чаще он выливается в то, что можно назвать отчетливой тенденцией в международном режиме прямых иностранных инвестиций с все более очерчивающимся подходом к пониманию ПИИ как к потенциальной угрозе национальной безопасности.