По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Настройка датчиков и контроллеров автоблокировок с рельсовыми цепями тональной частоты

Статья включает в себя понятия путевой блокировки, рельсовой цепи, тональной частоты. Особое внимание уделяется особенностям автоблокировок с рельсовыми цепями тональной частоты, самим рельсовым цепям тональной частоты и принципу выбора частот. Также рассматриваются недостаток бесстыковых рельсовых цепей тональной частоты и способы борьбы с этим.

Литература:

1. Виноградова В. Ю. Перегонные системы автоматики. — М.: Маршрут, 2005. — 245 с.

2. Сапожников В. В. Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики. — М.: Маршрут, 2006. — 63 с.

3. Казаков А. А. Системы интервального регулирования движения поездов. — М.: Транспорт, 1992. — 158 с.

Путевая блокировка — это система интервального регулирования движения поездов, в которой организация движения поездов осуществляется при помощи видимых сигналов, ограждающих участки пути. Она бывает двух видов: полуавтоматической и автоматической.

В автоматической автоблокировке управление огнями светофора ведется автоматически в соответствии с поездной ситуацией.

В настоящее время внедряется автоблокировка с рельсовыми цепями тональной частоты с централизованным размещением аппаратуры.

При централизованном размещении аппаратуры блок-участки ограждаются светофорами, вся аппаратура рельсовых цепей ближайшей половины блок-участков располагается в помещении станции, на пути только светофоры и рельсовые цепи, связанные кабелем связи.

Рельсовой цепью называется электрическая цепь, проводниками которой служат рельсы, по-другому — это датчик состояния железнодорожного пути.

Рельсовые цепи являются основным элементом всех устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, в том числе и автоблокировки.

Тональные частоты — это диапазон частот, которые слышит человеческое ухо, если этот сигнал подать на динамик; диапазон — от 125 до десятков кГц.

Рельсовые цепи тональных частот начали разрабатываться и применяться еще в 1950-е годы при организации высокоскоростного движения и метрополитена, но их называли не тональными, а частотными. В них сигнал был гладким, то есть не имел модуляции, передавалась одна частота.

Частотные системы имели малую информативность, то есть одна частота — одна команда, поэтому сразу возникла идея передавать на несущей частоте несколько команд путем модуляции несущей частоты.

Рельсовые цепи с модуляцией стали называть тональными, правильнее — рельсовые цепи тональной частоты.

Рассмотрим принцип выбора частот: несущей и модулирующей, как они выбираются.

Выбор осуществляется с учетом влияния помех, создаваемых тяговым током в рельсовой цепи.

Тяговый ток постоянного или переменного тока представляет собой сумму гармоник, которые описываются рядом Фурье. Все гармоники кратны частоте сети, кратны пятидесяти. В случае если имеет место перекос фаз (в какой-то фазе напряжение будет больше, чем в других фазах), то они все существуют. А поскольку такой перекос может возникать, то нужно учитывать все гармоники. Поэтому сигнал несущей нужно выбирать между гармониками.

Для Цитирования:
Николаева К.Л., Настройка датчиков и контроллеров автоблокировок с рельсовыми цепями тональной частоты. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: