Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил аналитический материал, характеризующий состояние делового климата на российских промышленных предприятиях в апреле 2016 г. Используемые данные базируются на результатах опросов руководителей 3,1 тыс. крупных и средних промышленных предприятий, которые в ежемесячном режиме проводятся Росстатом.
Апрельские оценки руководителей относительно состояния делового климата на возглавляемых ими крупных и средних промышленных предприятиях, в основном, совпадают со значениями марта 2016 г. с небольшим улучшением. Вместе с тем сравнение апрельских результатов текущего года с соответствующим периодом 2015 г. дает основание говорить о заметном улучшении настроений «директорского корпуса» в промышленности.
Основным позитивным изменением по сравнению с мартом 2016 г. стал рост главного результирующего композитного индикатора исследования — Индекса предпринимательской уверенности по промышленности в целом (ИПУ)1 на 1 п. п., итоговое значение которого в отчетном периоде составило ( –5 %).
Рост общего ИПУ в отрасли произошел за счет улучшения ситуации в обрабатывающей промышленности. В двух других укрупненных подотраслях — добыче полезных ископаемых, а также производстве и распределению электроэнергии, газа и воды — ИПУ сохранил значение марта, составив ( –4 %) и ( –7 %) соответственно.
Производственная и спросовая ситуации осталась примерно на уровне марта 2016 г. В отчетном месяце выявлено незначительное замедление темпов ухудшения финансового положения предприятий и ситуации на рынке промышленного труда.
Средний уровень загрузки производственных мощностей по промышленности в целом сохранил значение марта и составил 64 %. При этом среди укрупненных видов промышленной деятельности наибольший рост загрузки мощностей в месячном интервале наблюдался на предприятиях обрабатывающих производств (с 62 до 64 %). Лидерами по интенсивности использования производственных мощностей, как и ранее, являлись предприятия, производящие кокс и нефтепродукты, а также добывающие топливноэнергетические полезные ископаемые (71 % соответственно). Значение этого показателя было ниже в организациях, ориентированных на внутренний спрос.