«Наставничество никогда не уходило из здравоохранения, из медицинского образования и из практического здравоохранения»
(В. B. Скворцова)
Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. Сократ указал, что главной задачей наставника является пробуждение мощных душевных сил ученика. В своих беседах с учениками он помогал «самозарождению» истины в сознании обучающегося. Для того чтобы прийти к истине, ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». Главное дидактическое достижение Сократа — майевтика («повивальное искусство») — диалектический спор, подводящий к истине с помощью продуманных наставником вопросов. Платон в своих высказываниях о наставничестве считал, что воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен только наставник преклонных лет. Жан-Жак Руссо утверждал, что главное и наиболее сложное искусство наставника — уметь ничего не делать с учеником [1].
В начале XX века о проблеме наставничества размышлял К. Д. Ушинский. По его мнению, нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей педагогической деятельности. Таким образом, педагог превращается в «машину», которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, не справился с заданием. Нельзя быть уверенным, что профессиональный опыт с лихвой восполнит полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не заменять.
Хороший результат в подготовке и удержании на рабочих местах молодых специалистов здравоохранения является наставничество опытных медицинских работников, отлично знающих и любящих свою профессию.
Наставничество — процесс долгий, ответственный и трудоемкий. Наставник прежде всего должен обладать такими качествами как терпимость и целеустремленность. Цель, которая ставится перед наставником, — воспитать грамотного, любящего свое дело высококвалифицированного специалиста и помочь медицинским сестрам в их профессиональном становлении [3].