По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.5:005.963.2

Наставничество в современной медицине

Некрасова О. А. медицинская сестра кабинета медицинского освидетельствования на состояние опьянения, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Тольяттинский наркологический диспансер», 445009, г. Тольятти, ул. Победы, д. 28, E-mail:narcologtlt@mail.ru
Шепель Л. И. главная медицинская сестра, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Тольяттинский наркологический диспансер», 445009, г. Тольятти, ул. Победы, д. 28

Мнение философов о наставничестве, проблема современной медицины с кадрами, что такое наставничество, какие цели преследует наставничество, обязанности наставника, обязанности молодого специалиста, поощрение молодого специалиста в лечебном учреждении, наставничество — решение проблемы оттока молодых специалистов.

Литература:

1. Голенков А. В. Удовлетворенность работой и терминальные ценности у медицинских сестер / А. В. Голенков // Главная медицинская сестра. — 2009. — № 11 — С. 137–146.

2. Ронжина Л. Г. Наставничество как одна из форм воспитания и обучения молодого специалиста на рабочем месте / Л. Г. Ронжина, А. В. Аверин // Сестринское дело и высшее сестринское образование в 21 веке. Проблемы и перспективы: труды международной научно-практической конференции (27–28 апреля 2005 г., СПб., СПбМА им. И. И. Мечникова). — С. 121–126.

3. Ронжина Л. Г. Обучение и наставничество среднего медицинского персонала / Л. Г. Ронжина, А. В. Аверин. — Третий съезд психиатров, наркологов и психотерапевтов Чувашской Республики: тезисы доклада. — Чебоксары, 2005. — С. 303–306.

«Наставничество никогда не уходило из здравоохранения, из медицинского образования и из практического здравоохранения»

(В. B. Скворцова)

Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. Сократ указал, что главной задачей наставника является пробуждение мощных душевных сил ученика. В своих беседах с учениками он помогал «самозарождению» истины в сознании обучающегося. Для того чтобы прийти к истине, ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». Главное дидактическое достижение Сократа — майевтика («повивальное искусство») — диалектический спор, подводящий к истине с помощью продуманных наставником вопросов. Платон в своих высказываниях о наставничестве считал, что воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен только наставник преклонных лет. Жан-Жак Руссо утверждал, что главное и наиболее сложное искусство наставника — уметь ничего не делать с учеником [1].

В начале XX века о проблеме наставничества размышлял К. Д. Ушинский. По его мнению, нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей педагогической деятельности. Таким образом, педагог превращается в «машину», которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, не справился с заданием. Нельзя быть уверенным, что профессиональный опыт с лихвой восполнит полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не заменять.

Хороший результат в подготовке и удержании на рабочих местах молодых специалистов здравоохранения является наставничество опытных медицинских работников, отлично знающих и любящих свою профессию.

Наставничество — процесс долгий, ответственный и трудоемкий. Наставник прежде всего должен обладать такими качествами как терпимость и целеустремленность. Цель, которая ставится перед наставником, — воспитать грамотного, любящего свое дело высококвалифицированного специалиста и помочь медицинским сестрам в их профессиональном становлении [3].

Для Цитирования:
Некрасова О. А., Шепель Л. И., Наставничество в современной медицине. Медсестра. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: