По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364-787.24

Наставничество в системе профилактики семейного неблагополучия

Анастасия Петровна Ефремова специалист УСЗН г. Магнитогорска, магистрант кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», Е-mail: katrenki@rambler.ru

Статья посвящена внедрению в практику социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, технологии наставничества как наиболее эффективного метода социально-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, ориентированного на повышение их социального статуса через оказание практической помощи семьям в решении проблем, связанных с нарушениями в системе детско-родительских отношений, страхами и последствиями травмирующих ситуаций. Рассмотрен механизм реализации данной технологии в системе профилактики социального сиротства и детской безнадзорности на территории города Магнитогорска, предполагающий проведение мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики на основе социального партнерства. А также представлены результаты образовательной программы по подготовке наставников.

Литература:

1. Безенкова Т. А., Испулова С. Н., Олейник Е. В. Наставничество как социально-педагогическая технология профилактики семейного неблагополучия // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 6 (36). — С. 147–154.

2. Сайт Управления социальной защиты населения администрации города Магнитогорска. Проект «Семейная площадка: благополучное детство» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// socmgn.eps74.ru/ (дата обращения: 15.01.2019).

Проблема семейного неблагополучия в ситуации нарастания кризисных процессов в системе семейных ценностей, проявляющаяся в ослаблении института родительства, снижении ответственности родителей за содержание и воспитание детей, занимает одно из ведущих мест в числе социальных проблем современного российского общества, обусловленных общественной поляризацией и социально-психологической дезадаптацией людей. Кроме этого, многочисленные изменения в социально-экономической сфере, в частности расширение границ бедности, безработица, трансформация форм семейно-брачных отношений, внебрачная рождаемость, алкоголизм, разрушение семейных ценностных установок, стали мощным катализатором роста числа неблагополучных семей, повышения уровня социального сиротства, беспризорности и безнадзорности в детско-подростковой среде.

В свою очередь, рост семейного неблагополучия обусловил разработку множества мер, реализуемых в области государственной семейной политики и направленных на профилактику семейного неблагополучия, в том числе снижения уровня социального сиротства. В частности, образ жизни семей, характеризующийся как неблагополучный, вынуждает органы государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней ограничивать или принимать меры по лишению родительских прав.

Однако неутешительные данные статистики числа детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, состоящих на учете в учреждениях системы профилактики беспризорности и безнадзорности, свидетельствуют о том, что реализуемые меры семейной политики в сфере снижения уровня семейного неблагополучия оказались неэффективными. Так, за последнее время отмечается устойчивый рост числа детей, занимающихся бродяжничеством.

По данным статистики, в России сегодня насчитывается около 2 млн таких детей. Стоит отметить, что эти цифры не отражают реального положения и основываются на статистических данных лишь отдельных министерств и ведомств. В связи с этим невысокая степень осуществляемой профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми обуславливает особую значимость данной проблемы.

Для Цитирования:
Анастасия Петровна Ефремова, Наставничество в системе профилактики семейного неблагополучия. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: