По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364–787.24

Наставничество как социальная технология

Светлана Николаевна Испулова канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, Е-mail: sispulova@mail.ru

В статье представлены основные результаты реализации социального проекта «Семейная площадка: благополучное детство». Проект был реализован в 2018 г. в г. Магнитогорске Челябинской области. Субъектами реализации проекта стали Управление социальной защиты населения администрации города, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», волонтеры-наставники. В статье представлена программа подготовки волонтеров-наставников, краткое содержание проекта, а также результаты его реализации.

Литература:

1. Антипин С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: дисс. … канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2011. — 170 с.

2. Байер Е. А., Аваков С. И. Педагогическое наставничество для детей-сирот // Развитие личности. — 2017. — № 2. — С. 211–219.

3. Бородатая М. Н. Наставничество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как технология добровольческой деятельности / Актуальные вопросы социальной работы с различными категориями населения: сб. статей IV межрегиональной науч.-практ. конф. с международным участием. — 2017. — С. 126–133.

4. Долгушева А. Н., Кадневский В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как партнерский стиль взаимодействия подростков // Социальная педагогика. — 2014. — № 4. — С. 68–74.

5. Ерёмина И. Ю., Симонова И. Ф., Джиоева Ф. А. Приоритетность в адаптации, обучении и наставничестве молодых кадров: монография. — Берлин: Lambert Academic Publishing, 2014. — 209 с.

6. Круковская О. А., Охлопкова Д. К., Понамарева Т. Н. Наставничество как форма передачи опыта и пути его совершенствования // Социальные отношения. — 2017. — № 1 (20). — С. 140–146.

7. Наставничество — современный вектор развития // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — Т. 17, № 1. — С. 107–118.

8. Управление социальной защиты населения администрации города Магнитогорска Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://socmgn.eps74.ru/.

9. Черникова Е. А. Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы: дисс. … канд. пед. наук. — Волгоград, 2013. — 200 с.

Глобализация социально-политических, социально-экономических процессов, компьютеризация повседневной жизни, отчуждение и другие факторы приводят к непониманию, а зачастую и нежеланию понимать тех, кто рядом с нами. В этой связи применение наставничества приобретает значительную актуальность. Трансформация семейных ценностей, семьи как основного института формирования личности человека привела к кризису семейных отношений, в котором в особенно тяжелой ситуации оказываются дети. Об этом свидетельствуют и статистические данные. По состоянию на 01.01.2017 в Магнитогорске на профилактическом учете состоит 479 неблагополучных семей, в которых 848 детей, из них — 132 семьи (220 детей), находящиеся в социально опасном положении, и 347 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (628 детей). Основную долю семей социального риска составляют неполные семьи [8]. Поэтому актуальность реализации проекта по профилактике семейного неблагополучия переоценить невозможно.

Целью данной работы является теоретическое обоснование и практическое подтверждение эффективности применения наставничества как особой социальной технологии профилактики семейного неблагополучия.

Мы рассматриваем наставничество как социально-педагогическую технологию применительно к профилактике семейного неблагополучия, вкладывая в это понятие комплекс коммуникативных методов, форм взаимодействия наставника с подопечным, морально-этических принципов построения отношений между ними, способствующих возрождению семейных ценностей и традиций, нормализации психологического климата в семье, выхода семьи из зоны неблагополучия. Отношения между наставником и подопечным/подопечными предлагаем выстраивать по схеме «расскажи — покажи — сделаем вместе — сделай сам — домашнее задание».

В настоящее время существует множество практик реализации технологии наставничества, в том числе и в профилактике семейного неблагополучия. В Магнитогорске в 2018 г. началась реализация проекта «Семейная площадка: благополучное детство», целью которого была определена профилактика социального сиротства, сохранение и восстановление семейного окружения ребенка, сокращение детского и семейного неблагополучия через формирование социально-нормированного поведения, обеспечение интеграции детей в позитивное устойчивое социальное окружение, сплочение местного сообщества.

Для Цитирования:
Светлана Николаевна Испулова, Наставничество как социальная технология. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: