Глобализация социально-политических, социально-экономических процессов, компьютеризация повседневной жизни, отчуждение и другие факторы приводят к непониманию, а зачастую и нежеланию понимать тех, кто рядом с нами. В этой связи применение наставничества приобретает значительную актуальность. Трансформация семейных ценностей, семьи как основного института формирования личности человека привела к кризису семейных отношений, в котором в особенно тяжелой ситуации оказываются дети. Об этом свидетельствуют и статистические данные. По состоянию на 01.01.2017 в Магнитогорске на профилактическом учете состоит 479 неблагополучных семей, в которых 848 детей, из них — 132 семьи (220 детей), находящиеся в социально опасном положении, и 347 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (628 детей). Основную долю семей социального риска составляют неполные семьи [8]. Поэтому актуальность реализации проекта по профилактике семейного неблагополучия переоценить невозможно.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и практическое подтверждение эффективности применения наставничества как особой социальной технологии профилактики семейного неблагополучия.
Мы рассматриваем наставничество как социально-педагогическую технологию применительно к профилактике семейного неблагополучия, вкладывая в это понятие комплекс коммуникативных методов, форм взаимодействия наставника с подопечным, морально-этических принципов построения отношений между ними, способствующих возрождению семейных ценностей и традиций, нормализации психологического климата в семье, выхода семьи из зоны неблагополучия. Отношения между наставником и подопечным/подопечными предлагаем выстраивать по схеме «расскажи — покажи — сделаем вместе — сделай сам — домашнее задание».
В настоящее время существует множество практик реализации технологии наставничества, в том числе и в профилактике семейного неблагополучия. В Магнитогорске в 2018 г. началась реализация проекта «Семейная площадка: благополучное детство», целью которого была определена профилактика социального сиротства, сохранение и восстановление семейного окружения ребенка, сокращение детского и семейного неблагополучия через формирование социально-нормированного поведения, обеспечение интеграции детей в позитивное устойчивое социальное окружение, сплочение местного сообщества.