
Одной из основных проблем отечественного здравоохранения является нехватка медицинского персонала. Еще одна проблема — недостаточная практическая подготовка студентов, которые могли бы в полном объеме выполнять свою работу сразу же после окончания медицинского колледжа. Ни один медицинский работник после получения диплома об образовании не готов к ответственной и качественной профессиональной деятельности. Повышение качества сестринского обслуживания, манипуляций и навыков возможно в формах менторства и наставничества. Не менее важно и решение вопроса о том, как удержать молодых специалистов на рабочем месте [2].
Как правило, в первые трудовые будни в медицинской организации новички опасаются больше всего не справиться со своими обязанностями, обнаруживают недостаток своих знаний, умений, навыков. Знание психологии взаимоотношений работников по отношению к нововведениям и рискованным решениям руководства поможет Совету сестер, сестринскому руководителю (наставнику) легче ориентировать, мотивировать и ставить цели перед персоналом.
Наставник — это медицинская сестра с опытом работы, педагогическими способностями, которая добровольно несет ответственность за клиническую адаптацию специалиста индивидуальным образом. Личностные качества наставника — это терпение, энтузиазм, высокое самосознание, способность к авансированной похвале.
Функции наставника: оценка потребности в помощи, постановка целей обучения, установление обратной связи, планирование сроков, прогноз обучения, контроль, оценка результатов.
Наставничество как метод обучения персонала осуществляется по модели «расскажи — покажи — сделай» [1].
Критерии для роли наставника:
— наличие знаний и опыта работы;
— умение передавать знания, демонстрировать высокое качество учебных методов;
— помощь в адаптации к новой организации (коллективу);
— ответственность и организованность;
— действовать в качестве положительной ролевой модели.
Преимущества наставничества:
— адаптация к новому коллективу (организации) осуществляется мягче, быстрее, эффективнее;
— способствует личностному развитию и наставника и наставляемого;
— мотивирует на непрерывное обучение и саморазвитие;
— улучшает качество медицинской услуги, предоставляемой наставляемым.
Недостатки наставничества: быстрое выгорание наставника из-за ответственности и стресса, в силу ограниченности времени и изначально высокой цены программы наставничества.
Согласно Положению по организации наставничества государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская стоматологическая поликлиника № 1», введенному в действие с 17.01.2017, наставником может быть опытный сотрудник, имеющий первую или высшую квалификационную категорию, со стажем не менее 7 лет, пользующийся авторитетом в коллективе.
Цели наставничества — приобретение молодыми специалистами необходимых профессиональных навыков и опыта работы непосредственно на рабочем месте; повышение уровня профессиональной компетенции и мастерства, а также заинтересованности в результатах работы. Наше отделение состоит из 12 кабинетов — 10 терапевтических и 2 пародонтологических.
В 2018 г. после окончания Тольяттинского медицинского колледжа к нам в отделение поступил молодой специалист — медицинская сестра. Приказом главного врача я была назначена наставником с целью оказания практической помощи в приобретении и развитии профессиональных знаний, навыков, умений, способствующих качественному исполнению трудовых функций, работнику, принятому на должность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием (медицинской сестры) во взрослое лечебное отделение № 2 (приносящая доход деятельность) нашего учреждения.
Сроки наставничества были установлены продолжительностью в три месяца со дня заключения трудового договора с обучаемым. Организация работы с молодым специалистом проходит по индивидуальному плану. Как наставник я не только оказывала помощь молодому специалисту при освоении практических навыков, но и знакомила со спецификой работы учреждения в целом и конкретного подразделения, а также помогала в изучении вопросов медицинской этики, оказывала моральную поддержку при адаптации в новом коллективе. Был составлен индивидуальный план наставничества обучаемой медицинской сестры, оформлена папка молодого специалиста с документацией и инструкциями, необходимыми в обучении и работе наставляемого:
— трудовые функции медсестры терапевтического кабинета;
— перечень нормативной документации, на основании которой мы работаем;
— перечень документации по соблюдению требований фармацевтического режима;
— алгоритм действий медицинского персонала при травмах;
— инструкции по обработке различных объектов в кабинете;
— инструкции дезинфицирующих средств, применяемых в отделении;
— инструкции стоматологических материалов, которые используются в кабинете;
— инструкции по обращению с медицинскими отходами;
— стандартизированные операционные процедуры, разработанные в нашем учреждении.
Период обучения проходил с 06.08.2019 по 06.11.2019.
Первый этап обучения — социально-психологическая адаптация, которая проходила в виде организационных мероприятий: медицинская сестра была ознакомлена со структурой медицинской организации и отделения, с уставом и коллективным договором, с трудовым распорядком поликлиники, своими трудовыми функциями, представлена трудовому коллективу, были проведены инструктажи по соблюдению правил техники безопасности, охране труда и эксплуатации оборудования (рис. 1).

Второй этап обучения, профессиональная адаптация, проходила уже непосредственно на рабочем месте с теоретическими и практическими занятиями. Так как в рамках получения базового образования по специальности «сестринское дело» раздел стоматологии не освещается, новый сотрудник был ознакомлен со спецификой работы в стоматологической поликлинике и непосредственно в рабочем кабинете. Этот этап включал в себя несколько разделов.
Раздел 1. Изучение действующих приказов и нормативных документов по санитарно-противоэпидемическому режиму. Изучение СП 3.1.5.2826–10 «Профилактика ВИЧ-инфекции», перечня нормативной документации по соблюдению требований фармацевтического режима, стандартизированной операционной процедуры по хранению лекарственных средств и медицинских изделий в отделениях ГБУЗ СО «ТСП № 1».
Раздел 2. Изучение дезинфекционных мероприятий согласно СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и стандартизированных операционных процедур, разработанных в медицинской организации, таких как:
— проведение профилактических дезинфекционных мероприятий;
— проведение генеральной уборки;
— использование перчаток для профилактики инфекций связанных с оказанием медицинской помощи;
— правила по гигиене и антисептике рук медицинского и немедицинского персонала.
Молодому специалисту были представлены дезинфицирующие растворы, применяемые для обеззараживания различных предметов в рабочем кабинете, и инструкции по их разведению и применению. Акцент был сделан на особенностях проведения профилактической плановой дезинфекции с применением дезинфицирующих средств в зоне лечения и объектов, находящихся вне зоны лечения. На этом этапе изучались правила приготовления рабочих дезинфицирующих растворов, проведения предварительной, текущей и генеральной уборок, а также гигиенической обработки рук.
Раздел 3. Изучение мероприятий по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. Молодой специалист отрабатывал практические навыки по обработке инструментария: индивидуального стоматологического терапевтического набора, ротационного и эндодонтического инструментария, стоматологических наконечников, полимеризационной лампы; по подготовке карпульного шприца к работе и требованиям к его дезинфекции и стерилизации; изучали правила упаковки материала, ватных валиков и инструмента для последующей стерилизации (рис. 2).

Начинающей медицинской сестрой были изучены мероприятия по проведению дезинфекции изделий медицинского назначения однократного применения и отсасывающих систем, алгоритм действий по обработке бактерицидной камеры для хранения стерильного инструментария, правила хранения и извлечения стерильного материала и инструмента для работы.
Раздел 4. Изучение СанПиН 2.1.7.2790–10 «Санитарно-эпидемические требования к обращению с медицинскими отходами». Проведено обучение молодого специалиста мероприятиям по сбору, хранению и утилизации медицинских отходов классов А, Б и Г, которые формируются в стоматологическом кабинете; обеззараживанию контейнеров для сбора отходов классов А и Б; транспортировке отходов в комнату временного хранения согласно инструкциям по обращению с медицинскими отходами, разработанным в нашем учреждении.
Раздел 5. Обучение молодого специалиста оформлению медицинской документации и заполнению журналов:
— контроля работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава);
— учета качества предстерилизационной обработки;
— регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки;
— учета проведения генеральных уборок;
— учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;
— регистрации температурного режима холодильника;
— регистрации температуры и влажности в помещениях хранения лекарственных препаратов.
Раздел 6. Обучение приготовлению стоматологических материалов: паст для пломбирования корневых каналов типа паста — паста и жидкость + порошок, подкладочных и пломбировочных материалов согласно инструкциям по их использованию (рис. 3).

В этом блоке обучения мы изучали виды работ, для которых применяется ротационный и эндодонтический инструментарий, а также индивидуальный стоматологический набор.
Каждая процедура была поэтапно объяснена молодому специалисту, показаны манипуляции согласно алгоритму действий на практике.
Раздел 7. Изучение вопросов этики и деонтологии. Первое впечатление о медицинской организации основывается на том, как встречает коллектив молодого специалиста. Именно это определяет дальнейшие взаимоотношения пациента и медицинского персонала, наличие или отсутствие между ними доверия. Внешний вид и внутренний эмоциональный настрой медицинской сестры должны располагать пациента к общению и взаимодействию. При построении взаимоотношений «медсестра — пациент» значение имеют индивидуальный стиль работы и личные особенности медицинской сестры. Необходимыми качествами в данном случае являются профессионализм, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость. Также важно выстроить взаимоотношения медицинского работника с коллегами, с родными и близкими пациента.
Третий этап обучения заключается в контроле выполнения манипуляций. Под контролем обучаемая медицинская сестра выполняла необходимую манипуляцию. Если на каком-либо этапе выявлялись ошибки — их обсуждали и исправляли. По окончании обучения медицинская сестра сдавала зачет по теоретическим знаниям и практическим навыкам.
По окончании срока обучения представляется отчет о наставничестве, из которого следует, что обучаемый может выполнять функциональные обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, повышать уровень профессиональных знаний, навыков и умений; выполнять мероприятия, предусмотренные индивидуальным планом наставничества (рис. 4).

Медицинская среда — одна из немногих, где наставничество гармонично вписывается в культуру профессии. Медицинские знания и умения всегда передавались из уст в уста, и эта традиция сохраняется до сих пор. Однако нужно понимать, что наставничество требует времени, сил и желания поделиться знаниями, приобретенными собственным трудом. Мы заинтересованы в том, чтобы передать наши знания, опыт — как профессиональный, так и жизненный молодым коллегам, которым предстоит продолжать наше дело.
Кроме того, школа наставничества в медицине крайне необходима для того, чтобы пациент получил качественную и своевременную помощь.