Одной из основных проблем отечественного здравоохранения является нехватка медицинского персонала. Еще одна проблема — недостаточная практическая подготовка студентов, которые могли бы в полном объеме выполнять свою работу сразу же после окончания медицинского колледжа. Ни один медицинский работник после получения диплома об образовании не готов к ответственной и качественной профессиональной деятельности. Повышение качества сестринского обслуживания, манипуляций и навыков возможно в формах менторства и наставничества. Не менее важно и решение вопроса о том, как удержать молодых специалистов на рабочем месте [2].
Как правило, в первые трудовые будни в медицинской организации новички опасаются больше всего не справиться со своими обязанностями, обнаруживают недостаток своих знаний, умений, навыков. Знание психологии взаимоотношений работников по отношению к нововведениям и рискованным решениям руководства поможет Совету сестер, сестринскому руководителю (наставнику) легче ориентировать, мотивировать и ставить цели перед персоналом.
Наставник — это медицинская сестра с опытом работы, педагогическими способностями, которая добровольно несет ответственность за клиническую адаптацию специалиста индивидуальным образом. Личностные качества наставника — это терпение, энтузиазм, высокое самосознание, способность к авансированной похвале.
Функции наставника: оценка потребности в помощи, постановка целей обучения, установление обратной связи, планирование сроков, прогноз обучения, контроль, оценка результатов.
Наставничество как метод обучения персонала осуществляется по модели «расскажи — покажи — сделай» [1].
Критерии для роли наставника:
— наличие знаний и опыта работы;
— умение передавать знания, демонстрировать высокое качество учебных методов;
— помощь в адаптации к новой организации (коллективу);
— ответственность и организованность;
— действовать в качестве положительной ролевой модели.
Преимущества наставничества: