Наставничество как элемент трудовой адаптации персонала имеет глубокие исторические и научные корни. Данное понятие использовали такие древние философы Сократ, Платон и др. В России этот термин начал употребляться с середины XVII века со значением «учитель, воспитатель». Вначале XIX века постановлением Министерства народного просвещения в учебных заведениях была введена должность наставника.
Большое распространение наставничество получило в советский период, во второй половине XX века оно рассматривалось как важная форма профессиональной подготовки и воспитания молодых учителей. Наставниками, как правило, были стажисты с большим профессиональным и жизненным опытом.
Теоретическая сущность наставничества находится в центре исследований как зарубежных, так и отечественных ученых. Большой вклад в его научное понятие внесли Д. Меггинсон, Д. Клаттербак, Г. Льюис и другие.
Одним из первых английских авторов, дающих определение наставничеству, является Дэвид Меггинсон, который определял наставничество как существенную помощь персоналу, который нуждается в перспективе, в видении будущих возможностей. Российские ученые С. Г. Вершловский, В. Ю. Кричевский, А. А. Мезенцев и другие рассматривали наставничество как метод оказания поддержки в процессе учебы и развития карьеры [7].
Однако нельзя не согласиться с мнением Кибанова А. Я. о том, что в переходный период от плановой к рыночной экономике: «Развитие наставничества … в отечественных организациях незаслуженно забыто» [1].
И только в последние годы оно приобретает новое дыхание. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача «создание условий для развития наставничества в сфере образования» [5]. Это имеет особую значимость для социальных стационарных учреждений.
Определенный опыт по развитию системы наставничества сотрудников сложился в Государственном бюджетном учреждении Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее — ГБУ РМЭ «Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»). Он является организацией социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги детяминвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, обучении, воспитании, социальной и трудовой реабилитации.