По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 3.37.376

Наставничество как элемент реализации национального проекта образования

Людмила Михайловна Низова Поволжский государственный технологический университет, профессор кафедры СНиТ, д.э.н., г. Йошкар-Ола, e-mail: nizova@yandex.ru
Чулпан Магфулловна Мухаметшина Поволжский государственный технологический университет, магистрант, г. Йошкар-Ола, e-mail: nizova@yandex.ru

Исследованы приоритеты развития наставничества как элемента трудовой адаптации персонала в условиях социального стационарного учреждения. Раскрыт опыт развития наставничества на примере Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Савинский детский доминтернат для умственно отсталых детей». Проведен мониторинг движения кадров и динамики численности наставников за последние пять лет. Учитывая остроту трудового процесса особое внимание уделено разработке и реализации адаптационной программы и принятию дополнительного положения о наставничестве в отношении работников инвалидов. В рамках национального проекта в сфере образования предложены меры по улучшению условий для развития наставничества в социальном стационарном учреждении.

Литература:

1. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru/Metod_K_Pr_3/L_Kibanov_5_2_5_3.htm]

2. Официальный сайт Государственного Бюджетного Учреждения Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/minsoc/d_savino/Pages/main.aspx

3. Положение о наставничестве в Государственном бюджетном учреждении Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» от 24.03.2014 г.

4. Положение о наставничестве в отношении инвалидов молодого возраста, впервые принимаемых на работу, в ГБУ РМЭ «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» от 15.09.2017 г.

5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

6. Устав Государственного Бюджетного Учреждения Республики Марий Эл «Савинский детский доминтернат для умственно отсталых детей»

7. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 18–22. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/185/9138/ (дата обращения: 11.10.2019)

Наставничество как элемент трудовой адаптации персонала имеет глубокие исторические и научные корни. Данное понятие использовали такие древние философы Сократ, Платон и др. В России этот термин начал употребляться с середины XVII века со значением «учитель, воспитатель». Вначале XIX века постановлением Министерства народного просвещения в учебных заведениях была введена должность наставника.

Большое распространение наставничество получило в советский период, во второй половине XX века оно рассматривалось как важная форма профессиональной подготовки и воспитания молодых учителей. Наставниками, как правило, были стажисты с большим профессиональным и жизненным опытом.

Теоретическая сущность наставничества находится в центре исследований как зарубежных, так и отечественных ученых. Большой вклад в его научное понятие внесли Д. Меггинсон, Д. Клаттербак, Г. Льюис и другие.

Одним из первых английских авторов, дающих определение наставничеству, является Дэвид Меггинсон, который определял наставничество как существенную помощь персоналу, который нуждается в перспективе, в видении будущих возможностей. Российские ученые С. Г. Вершловский, В. Ю. Кричевский, А. А. Мезенцев и другие рассматривали наставничество как метод оказания поддержки в процессе учебы и развития карьеры [7].

Однако нельзя не согласиться с мнением Кибанова А. Я. о том, что в переходный период от плановой к рыночной экономике: «Развитие наставничества … в отечественных организациях незаслуженно забыто» [1].

И только в последние годы оно приобретает новое дыхание. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача «создание условий для развития наставничества в сфере образования» [5]. Это имеет особую значимость для социальных стационарных учреждений.

Определенный опыт по развитию системы наставничества сотрудников сложился в Государственном бюджетном учреждении Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее — ГБУ РМЭ «Савинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»). Он является организацией социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги детяминвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, обучении, воспитании, социальной и трудовой реабилитации.

Для Цитирования:
Людмила Михайловна Низова, Чулпан Магфулловна Мухаметшина, Наставничество как элемент реализации национального проекта образования. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: