По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2403-02

Наставничество как эффективный инструмент педагогической деятельности в подготовке медицинских специалистов среднего звена

Каткасова Лариса Григорьевна заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом, ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, канд. мед. наук, 433506, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Курчатова, 5в, e-mail: katkasovalg@fvcmrfmba.ru, https://orcid.org/0000-0002-2417-5935
Зайцева Анна Владимировна преподаватель социально-гуманитарного отделения, ДИТИ НИЯУ МИФИ, 433511, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Куйбышева, 294, e-mail: anna.surkova.9696@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-3913-4098

В статье освещена система организации наставничества в техникуме ДИТИ НИЯУ МИФИ на базе социально-гуманитарного отделения. Представлены основные направления в подготовке студентов-медиков, рассмотрены модели наставничества, которые реализуются в течение учебного процесса.

Литература:

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Дата обращения: 11.06.2023.

2. Блинов В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент /В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев //Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3; С. 4–18.

3. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества /С. И. Поздеева //Научно-педагогическое обозрение. — 2019. — № 1; С. 87–91.

4. Башарина О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования /О. В. Башарина //Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19); С. 18–26.

5. Мельникова Е. П. Основные направления интеграции содержания общеобразовательных дисциплин с общими и профессиональными компетенциями медицинского работника среднего звена /Е. П. Мельникова //Среднее профессиональное образование. — 2022. — № 4; С. 3–7.

6. Карасева Л. А. Формирование практических умений и навыков в процессе подготовки /Л. А. Карасева, С. В. Архипова, Л. Г. Каткасова //Сестринское дело. — 2012. — № 6; С. 22–27.

7. Каткасова Л. Г. Учебно-методический кабинет Клиник СамГМУ как пример партнерства Института сестринского образования и лечебной организации /Л. Г. Каткасова, Л. А. Карасева //Сборник статей межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Здравоохранение и образовательное пространство: интеграции и перспективы взаимодействия». г. Самара, 21 октября 2016 г.; С. 168–171.

1. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025 [Electronic resource] url: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Date of circulation: 11.06.2023. (In Russian)

2. Blinov V. I. Mentoring in Education: a well -sharpened instrument is needed. Blinov, E. Yu. Yesenina, I. S. Sergeev //Professional education and the labor market. — 2019. — No. 3; pp. 4–18. (In Russian)

3. Pozdeeva S. I. Mentoring as an active support of a young specialist: models and types of mentoring /S. I. Pozdeeva //Scientific and Pedagogical Review. — 2019. — No. 1; pp. 87–91. (In Russian)

4. Basharina O. V. Mentoring as a strategic resource for improving the quality of vocational education /O. V. Basharina //Innovative development of vocational education. — 2018. — No. 3 (19); pp. 18–26. (In Russian)

5. Melnikova E. P. The main directions of the integration of the content of general education disciplines with the general and professional competencies of a middle-sized medical worker /E.p. Melnikova //Secondary Vocational Education. — 2022. — No. 4; pp. 3–7. (In Russian)

6. Karaseva L. A. Formation of practical skills in the process of preparation /L.A. Karaseva, S. V. Arkhipova, L. G. Katkasova //Nursing. — 2012. — No. 6; pp. 22–27. (In Russian)

7. Katkasova L.G. Educational and methodological cabinet Clinic SamGMU as an example of the partnership of the Institute of Nursing Education and medical organization /L. G. Katkasova, L. A. Karaseva //Collection of articles of the interregional scientific and practical conference with international participation «Health and educational space: integration and prospects for interaction» Samara, October 21, 2016; pp. 168–171. (In Russian)

Указом Президента России Владимиром Путиным 2023 год был объявлен Годом учителя и наставника. Миссия года − признать особый статус преподавательского состава, в том числе тех, кто занимается наставничеством.

Роль наставника в системе профессионального образования заключается в развитии способностей обучающегося в процессе передачи опыта. Главная цель заключатся в том, чтобы обучающийся приобрел знания и мог ими в дальнейшем управлять. Основным элементом готовности к самостоятельной профессиональной деятельности будущего специалиста является профессиональная самооценка, понимаемая как комплексное образование, система функциональных, операциональных и личностных компонентов. Наставник играет решающую роль в формировании профессиональной самооценки, выступая в разных ролях: профессионала в своей отрасли, советника, педагога [1, 2].

Наставничество в системе подготовки средних медицинских кадров, в настоящее время, является неотъемлемой частью образовательного процесса в техникуме. Опираясь на Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества. Таким образом, идет активный процесс по внедрению наставничества в систему образования [3, 4, 5].

В медицине наставничество очень гармонично вписывается в культуру профессии. Наставничество − процесс долгий и трудоемкий. Педагог, занимающийся наставничеством, должен обладать такими качествами, как терпеливость и целеустремленность. Цель наставничества − оказание помощи будущему медицинскому работнику в профессиональном становлении грамотного специалиста [6].

Личностное развитие студента-медика как профессионала начинается с первых дней нахождения на занятиях в техникуме. Наставничество в подготовке студентов-медиков направлено на [7]:

— воспитание у обучающихся требовательности к себе и заинтересованности в будущей профессии;

Для Цитирования:
Каткасова Лариса Григорьевна, Зайцева Анна Владимировна, Наставничество как эффективный инструмент педагогической деятельности в подготовке медицинских специалистов среднего звена. Медсестра. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: