Утвержденный Министерством труда Российской Федерации в 2016 г. Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе (далее по тексту – Методический инструментарий) фактически снял вопрос о единстве наставничества и адаптации на государственной службе, определив наставника как гражданского служащего, назначаемого ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество в государственном органе. Также одной из целей наставничества обозначена адаптация в коллективе.
При этом «основные положения института наставничества не регулируют ни Трудовой кодекс РФ, ни Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», порождая проблему законодательного регулирования и развития института наставничества единообразно для всей системы государственной службы» [1].
Отсутствие единой основы для организации процедуры наставничества приводит к тому, что только часть федеральных органов своими приказами утвердили применение процедуры наставничества в своей деятельности для становления и обучения молодых специалистов.
Например, в МЧС, Министерстве промышленности и торговли, Министерстве транспорта основной целью наставничества является оказание помощи государственным гражданским служащим в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, адаптации в коллективе, соблюдении служебной дисциплины, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда.
Методический инструментарий трактует наставничество как форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, а также как кадровую технологию, обеспечивающую передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника – менее опытному.