По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Наставничество 2.0: без обучения и менторства

О том, как преодолеть дефицит высококвалифицированных кадров, о возрождении института наставничества в России и внедрении методик TWI и ТРИЗ, рассказывает Тюфяков Игорь Владимирович, директор НП «Центральный институт труда» (ЦИТ), заместитель председателя Союза наставников России по производительности труда.

Когда я спрашиваю людей, что такое наставничество, мне отвечают – это обучение, коучинг, передача опыта, тренинг. На большинстве предприятий машиностроения и других отраслей так и есть. Но правильно ли это?

Можно ли, строя систему наставничества именно на этих принципах, решить острую проблему дефицита квалифицированного персонала или повысить производительность труда?

Давайте попробуем с уважением к общепринятым парадигмам рассмотреть опыт «нового наставничества» и оценить его потенциал для руководителя предприятия в решении стратегических целей.

Несколько лет назад, работая над реализацией на российских предприятиях программ обучения на производстве и наставничества, мы с генеральным директором Национального центра производительности С.Л. Смирновым пришли к выводу, что острейшую для большинства компаний проблему дефицита квалифицированных кадров нужно решать не на уровне отдельно взятого предприятия, а системно, на уровне страны. Обратились в Госдуму РФ к депутату Ветлужских А.Л. Он согласился, что тема действительно актуальна, иностранные методики, которые уже опробованы, прививаются и приживаются плохо, а с производительностью нужно что-то делать. Вспомнили выступление В.В. Путина на Госсовете в декабре 2013 г., когда он сказал о том, что нужно возрождать институт наставничества.

В результате нескольких визитов на предприятия мы поняли, что в принципе данный институт везде существует, особенно на крупных предприятиях, но в разных форматах – чаше в виде адаптации. Нас очень боялись директора по персоналу, не понимая, чего мы вообще от них хотим. Думали – очередные проверяющие хотят навязать очередную проверку. Думали, мы хотим их заставить работать по еще одному профстандарту.

И я боюсь, что сегодняшняя инициатива некоторых коллег по стандартизации наставничества будет существовать отдельно от жизни, как некоторые ГОСТы в области операционной эффективности.

Потому что, чем глубже мы начали разбираться в проблеме наставничества, тем понятнее становилось, что на современном этапе стандартизировать на уровне страны нечего и незачем. Через полтора года мы создали Союз наставников по производительности труда, закрепив в названии сообщества главную идею и цель самого понятия и организации. Потом собрали первый Конгресс наставников в Тюмени.

Для Цитирования:
Ольга Скоробогатова, Наставничество 2.0: без обучения и менторства. Лин-технологии: Бережливое производство. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: