По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Наследие Содружества. Традиции для будущего». К 10-летию многолетней комплексной программы межмузейного взаимодействия

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства на протяжении 10 лет реализует программу «Наследие Содружества. Традиции для будущего». Об истории возникновения программы, ее задачах, этапах и планах на будущее рассказала автор идеи и бессменный куратор программы Галина Борисовна Андреева.

— Сегодня программа межмузейного сотрудничества, направленная на укрепление культурных связей стран СНГ, — исключительно актуальная инициатива. Но ведь так было не всегда? Еще три года назад абсолютное большинство российских музеев стремились на Запад, в первую очередь в Европу. В крайнем случае в Китай. За редким исключением — в гости к ближайшим соседям. Когда и как родилась идея программы «Наследие Содружества. Традиции для будущего»?

— В свое время, работая в Третьяковской галерее, в качестве научного куратора занималась таким важным и масштабным проектом, как «Золотая карта России», он существует и сегодня. За этот проект Третьяковская галерея и авторский коллектив были отмечены Государственной премией Российской Федерации. Проект показал необходимость знакомства широкой аудитории с богатейшим культурным наследием, которое хранится в региональных музеях России. Уже тогда у меня родилась идея обратиться к наследию стран, которые в свое время составляли с Российской Федерацией единое государство. Эту мысль укрепила сама история создания многих музеев на пространстве СНГ, чьи коллекции пополнялись, обогащались во многом за счет поступлений из крупнейших музеев России. Это была единая кровеносная система, которая с распадом страны была нарушена. Возник своеобразный «тромбоз».

Последнее десятилетие в качестве главного советника профессионально я связана со Всероссийским музеем декоративного искусства. Напомню, что история этого музея восходит к Кустарному музею, у истоков которого стоял Сергей Тимофеевич Морозов, представитель великой династии отечественных меценатов. Еще до революции в коллекции оказались сотни произведений народного искусства и кустарных промыслов из разных уголков Российской империи. В советское время миссию Кустарного музея продолжил Научно-исследовательский институт художественной промышленности, часть наследия которого была передана в наш музей. Таким образом, сама история Всероссийского музея декоративного искусства теснейшим образом связана с культурным пространством СНГ, музей хранит произведения искусства всех стран Содружества и не прерывал контакты с коллегами из СНГ. Было естественно предложить музею начать такую программу. Идею поддержала директор Елена Викторовна Титова, финансовую поддержку мы нашли в Минкультуры России и Межгосударственном фонде гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС).

Для Цитирования:
Андреева Галина Борисовна, Григорьева Анна Сергеевна, «Наследие Содружества. Традиции для будущего». К 10-летию многолетней комплексной программы межмузейного взаимодействия. Музей. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: