По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Наследие «оконописца»

Елена Пастухова Амурский областной краеведческий музей
Ключевые слова:

В Благовещенске открылся новый музей — Музей-мастерская народного художника России Александра Тихомирова — филиал Амурского областного краеведческого музея. Большую помощь в его создании оказала семья художника.

Александр Евгеньевич Тихомиров (1956– 2017) — уроженец г. Электросталь Московской области, выпускник Московского государственного художественного училища памяти 1905 года, Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова (отделение монументальнодекоративной живописи, мастерская Г.М. Коржева), с 1984 года работал в Амурских мастерских Художественного фонда РСФСР и выполнил ряд успешных монументальных проектов — мозаик, украсивших общественные здания г. Благовещенска. Он стал известен и как основатель нового направления в живописи, запатентованного в Российском авторском обществе в 1995 году под названием «оконопись» (религиозные сюжеты, выполненные темперой на старых оконных ставнях). «Спас», «Рождество Христово», «Благовещение», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Албазинская», «Св. Николай Чудотворец», «Троица», «Св. Георгий», «Св. Великомученик Пантелеймон», «Сергий Радонежский» — работы художника камерны и монументальны одновременно. В них соединены душевная теплота, лиризм и высокая духовность, запечатленная в образах и ликах святых.

Мастер считал: «Само дерево сотворено Богом, и задача художника — суметь несколькими штрихами выявить лик Создателя, приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней». Сюжеты и образы открывались художнику в фактуре и замысловатой игре линий старого дерева.

Произведения А. Тихомирова находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом (Израиль, Кипр, Чехия, Португалия, Австрия, Франция, КНР). Значительная часть работ подарена художником при жизни Амурскому областному краеведческому музею.

У входа в Музей-мастерскую А. Тихомирова установлена мемориальная доска, где художник запечатлен в процессе создания одной из своих оконописных работ. Доска изготовлена по проекту Николая Неведомского, автора нескольких памятников и скульптурных композиций г. Благовещенска.

В мастерской, где совсем недавно творил известный амурский автор, все сохранилось в том виде, в каком было при жизни художника: антикварная мебель, купленная им в комиссионном магазине; самодельные стеллажи с произведениями разных лет, краски и рабочий фартук, стул с незаконченной работой, любимый велосипед, многочисленные сувениры и подарки от друзей и коллег, рыболовные снасти, кубок за победу в турнире по бильярду, коллекция вымпелов, фотографии с родными и известными людьми, солидная библиотека по истории искусства…

Для Цитирования:
Елена Пастухова, Наследие «оконописца». Музей. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: