В 1995 году в практику отделения была внедрена методика эндоскопической ассистенции при стандартном микроскопическом трансназальном удалении опухолей. Однако в силу определенной косности и присущего консерватизма методика в то время не получила достойного развития. Так, за 10-летний срок было выполнено не более 150 операций.
Однако, знакомясь с зарубежным опытом и видя успехи наших ЛОР-коллег, у которых эндоскоп как единственный инструмент визуализации появился раньше нас, мы так же захотели попробовать свои силы и самим заглянуть эндоскопом в нос.
С именами американских и итальянских нейрохирургов H.D. Jho, R. Carrau, A. Kassam, P. Gardner, T. Shwartz, P. Cappabianca, E. Divitiis связаны основные успехи эндоскопической эндоназальной транссфеноидальной хирургии при опухолях хиазмально-селлярной области. Именно их работы зародили в нас интерес к подобным операциям и побудили нас к освоению эндоскопической эндоназальной хирургии основания черепа.
Первые попытки выполнить полностью эндоскопическую эндоназальную операцию мы предприняли в 2003 году. На первом десятке операций, в первую очередь на этапе эндоназального доступа, нам помогали наши ЛОР-коллеги, однако дальше с накоплением опыта, все больше и больше этапов мы делали сами, пока полностью не отказались от помощи оториноларингологов. Первые эндоскопические операции были очень длительными, мы оперировали по 5–7 часов, мучаясь сами и мучая нашу операционную бригаду. Это вполне объяснимо – новая техника и инструменты, отсутствие специфических навыков. Мучительные попытки вставить 30× эндоскоп в нос, не запачкавшись, длились, порой, полчаса. В настоящее время средняя продолжительность наших операций не превышает часа.
Активно эндоскопические эндоназальные операции начали проводиться с 2004 года, когда молодые нейрохирурги, не имевшие до этого особого опыта микроскопической трансназальной хирургии, начали оперировать с использованием эндоскопа. Для хирургов с большим опытом трансназальной микроскопической хирургии внедрение эндоскопической методики давалось непросто, в первую очередь в связи с принципиально новым двухмерным изображением операционного поля. Однако эта проблема была впоследствии успешно решена путем тренировок и накоплением хирургического опыта. При эндоскопических операциях нет необходимости в интраоперационном рентгенологическом контроле, что исключает облучение медицинского персонала и пациента.