Надзор в сфере здравоохранения давно вызывает к себе вопросы. В советское время он осуществлялся скорее как полицейский надзор. Едва ли не каждый случай смерти и каждая вспышка инфекции рассматривались как ЧП и разбирались в самых высоких инстанциях вплоть до партийных органов. Все это делало систему угрожающей по отношению к врачу, но она по крайней мере сохраняла доверие к медицинской системе у пациента. Он был уверен, что его права защитят.
В 2003 году в ходе административной реформы был создан Росздравнадзор, однако долгое время это ведомство до конца не понимало, чем ему заниматься, поэтому бралось за все, кроме своих прямых обязанностей. Это продолжается и по сей день: если мы посмотрим на деятельность Росздравнадзора, то увидим сплошное дублирование полномочий других контролирующих органов (см. таблицу).
Проверка ФАС актов, которые Росздравнадзор выдает медицинским учреждениям по всем территориальным управлениям, показала, что это ведомство контролирует вопросы труда, метрологии, санитарно-эпидемиологические вопросы, занимается делами, возложенными на органы управления здравоохранением субъектов РФ, помогает Федеральному и территориальным фондам ОМС в их проверках медицинских учреждений и проверяет соответствие лицензионным требованиям.
Что касается последнего пункта, то эта деятельность вообще лежит вне рамок закона, поскольку у нас в стране до сих пор не сформулированы лицензионные требования. Приказ № 121 Минздрава России, который якобы устанавливает лицензионные требования, на самом деле их не устанавливает. Более того: он входит в противоречие с постановлением Правительства РФ № 291 и вводит новые виды медицинской деятельности, которые не предусмотрены этим постановлением. Эта практика уже заставила проходить перелицензирование все медицинские учреждения и создала невероятный хаос.
На запрос по отдельным видам медицинской деятельности: какими требованиями они руководствуются при лицензировании отдельных видов работ и услуг, от Росздравназдора, его территориальных органов и территориальных органов управления здравоохранения мы получили три разных варианта ответа по каждому виду работ и услуг, о которых спрашивали. Это говорит о том, что в стране нет единого медицинского пространства, хотя все уверены, что оно есть.