Статья поступила 5 декабря 2014 г.
Правила бухгалтерского учета нематериальных активов (НМА) установлены ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». В п. 4 этого стандарта указано, что к НМА (при выполнении условий п. 3 этого ПБУ) относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. Из такой формулировки следует, что перечень возможных объектов НМА не ограничен перечисленными примерами и является открытым, то есть может включать в себя другие их виды.
Также в подп. «б» п. 3 ПБУ 14/2007 говорится, что организация должна иметь права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации – патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права и т.п. О несоблюдении данного требования и о его последствиях и пойдет речь в данной статье.
При сборе информации о промышленных технологиях, ноу-хау хозяйствующими субъектами тратятся значительные финансовые человеческие и временные ресурсы. Воспроизвести утраченную по тем или иным причинам информацию бывает сложно, а подчас и невозможно (слишком велики потраченные временные и человеческие ресурсы, утрата носителей информации, ограниченное время для восстановление информации). В условиях конкуренции потеря накопленных информационных массивов может исключить окупаемость инвестиций в разработки или, того хуже, привести к потере безопасности для текущей деятельности хозяйствующего или иного субъекта. Потеря информационной защиты организации может сделать ее излишне прозрачной для конкурентов и недружественных субъектов, сделает ее деятельность более предсказуемой и, следовательно, уязвимой.
Понимание планов, стратегии и модели поведения организации, сведения о ее клиентах, цепочки связей и взаимоотношений с поставщиками, покупателями, другими организациями является ключевой основой для конкурентной борьбы и поиска слабых мест экономического субъекта на рынке, снижение уровня продаж его продукции может стимулировать вывод на рынок новых продуктов, нейтрализующих конкурента.