Cогласно Конституции РФ, каждому гарантируется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37), а также каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41). Механизм реализации указанных прав граждан закреплен и реализуется через институт охраны труда, который представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 209 Трудового кодекса РФ — далее ТК РФ).
На работодателя возложено множество обязанностей в этой сфере, поскольку он предоставляет работникам работу, обеспечивает безопасность и условия труда, обеспечивает работников оборудованием и инструментами. Работники трудятся на создаваемых им рабочих местах и в его интересах, что, безусловно, соотносится с целью трудового законодательства — созданием благоприятных условий труда.
В связи с тем что условия труда зависят от организации работодателем производственного процесса, возложение на него обязанности охраны жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности с закреплением обязанности государства осуществлять надлежащий надзор и контроль за ее исполнением не противоречит основной задаче трудового законодательства — достижению оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и государства, возникает лишь вопрос о соблюдении этого баланса.
Возникшая в 2020 г. угроза распространения острой коронавирусной инфекции (COVID-19) многим продемонстрировала, что условия труда в части обеспечения на рабочих местах санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемиологического благополучия оказались во многом неподвластны как сторонам трудового договора, так и государству. Несмотря на то что на государственном уровне были приняты финансовые меры поддержки работодателей, во многом эти меры оказались ничтожны по сравнению с той дополнительной финансовой и организационной нагрузкой, которая была возложена на работодателей для обеспечения надлежащих условий труда, что еще больше усугублялось применяемыми противоэпидемическими мерами.