Статья поступила 13.03.2025 г.
Статья одобрена к публикации 12.05.2025 г.
Cтремительное развитие научно-технического прогресса и цифровизации образовательных процессов существенно увеличивает объем создаваемых, используемых и распространяемых интеллектуальных продуктов.
В настоящее время в условиях активного внедрения электронных учебных материалов, онлайн-курсов, научных публикаций и инновационных разработок [11] возникает риск неправомерного использования авторских прав, копирования и распространения материалов без согласия правообладателей, экстремистских течений в молодежной среде. Особенно тревожным является тот факт, что цифровая среда способствует быстрому распространению радикальных идей, пропаганде насилия и нетерпимости, что может привести к формированию у студентов экстремистских взглядов и поведения. Молодежь, лишенная достаточной информационной грамотности и критического мышления, подвержена влиянию деструктивных информационных потоков, что увеличивает вероятность вовлечения в экстремистские группы или участие в противоправной деятельности [3].
Например, можно указать на случаи незаконного скачивания учебных пособий с пиратских ресурсов и дальнейшее их распространение студентами и преподавателями приводят к нарушениям авторских прав, подготовке дипломных и курсовых работ, рефератов на заказ за плату. Нарушение прав интеллектуальной собственности в вузах может негативно сказаться на стимулировании научных исследований и инновационной деятельности, снизить уровень доверия к системе образования и научных учреждений.
Не только правовая грамотность и эффективные механизмы защиты интеллектуальных прав являются ключевыми инструментами предупреждения и пресечения нарушений интеллектуальной собственности в образовательном пространстве — в современных условиях должны быть сформулированы унифицированные государственные подходы и механизмы их реализации по целому ряду вопросов.