По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Нарушение «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» как доказательство нереальности сделки

Ключевые слова:

Организация (заказчик) заключила договор возмездного оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Стоимость оказанных услуг исчисляется исходя из отработанных исполнителем машино-часов, подтвержденных корешками путевых листов и ТТН. В предоставленных исполнителем корешках путевых листов и ТТН отработанное водителем время составляет 13–14 часов в день в течение 9 дней подряд одним водителем, без указания времени перерывов между частями рабочего дня и другого времени отдыха. Допустимы ли к принятию в бухгалтерском учете такие документы, если данные в них очевидно свидетельствуют о нарушении со стороны исполнителя установленной Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России № 15 от 20.08.2004, продолжительности рабочего времени водителя? Какие существуют риски?

Нарушение перевозчиком трудового законодательства само по себе не препятствует учету у заказчика расходов на перевозку при условии, что в документах правильно заполнены реквизиты, предусмотренные законодательством. Существенными реквизитами для рассматриваемых документов, подтверждающими реальность сделки как факта хозяйственной жизни, являются реквизиты, позволяющие определить поставщика, покупателя, наименование и количество товара, дату поставки и сведения о принятии товара покупателем.

Отметим, что наличие в документах (товарно-транспортных накладных, путевых листах) информации о превышении работниками исполнителя норм рабочего времени может быть одним из доказательств:

– недействительности сделки (в совокупности с прочими, например, отсутствием у исполнителя начислений заработной платы водителям и т. п.);

– завышением стоимости услуг в целях получения необоснованной налоговой выгоды (в совокупности с прочими доказательствами, например, расчетом расстояния от места погрузки до места доставки и явным несоответствием времени, затраченного для осуществления перевозки).

Для начала отметим, что в силу п. 2 ст. 785 ГК РФ одним из документов (наряду с коносаментом или иным документом на груз, предусмотренным соответствующим транспортным уставом или кодексом), составление и выдача которого отправителю груза подтверждает заключение договора перевозки груза между ним и перевозчиком при перевозке грузов соответствующими видами транспорта, является транспортная накладная.

Так, заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается транспортной накладной (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее – Устав).

Поскольку необходимость составления транспортной накладной при заключении договора перевозки продиктована п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1, 2 ст. 8 Устава, то этот документ подлежит обязательному оформлению при заключении договора перевозки груза независимо от факта оформления каких-либо иных документов. Транспортная накладная как документ служит доказательством наличия правоотношений между грузоотправителем и перевозчиком и регулирует отношения сторон по договору перевозки груза, определяя условия перевозки.

Для Цитирования:
Ольга Ткач, Нарушение «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» как доказательство нереальности сделки. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: