По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Нарративный подход к созданию музейных экспозиций

Пауль Ариез Академия Райнвардт (Амстердамский университет искусств), Нидерланды
Ключевые слова:

Информация лучше усваивается тогда, когда она изложена в форме историй или нарративов. По мнению Пауля Ариеза, преподавателя кафедры музеологии Академии Райнвардт, участника многих экспозиционных проектов в Нидерландах и за их пределами, этот способ является наиболее продуктивным и для организации музейного пространства. Лекция была прочитана в Музее Москвы в рамках образовательной программы «Музейное дело», созданной совместными усилиями Политехнического музея, Благотворительного фонда В. Потанина и НИУ ВШЭ. Публикуемый текст представляет собой ее фрагменты.

Музеи по своей сути — идеальные пространства, в которых могут быть рассказаны самые разные истории. И как можно использовать нарративный подход для проектирования выставок и экспозиций, помогающих посетителям создавать собственные смыслы на основе увиденного в музее? Я отвечу на этот вопрос, используя свои наблюдения над тем, как развивается музейное дело.

Прежде всего выясним, чем история отличается от нарратива. История повествует о том, что, с кем и где произошло, но даже если истории соединить, то это не значит, что получится нарративная экспозиция. Нарратив, в отличие от истории, не просто обладает каким-то сюжетом, но вовлекает вас в него, вы чувствуете свою принадлежность к нему. Дж. Брунер предложил характеристики нарратива, пять элементов, последовательное соблюдение которых позволяет интерпретировать развитие сюжета1.

Нарративная экспозиция предполагает работу самого посетителя, который должен включаться в повествование, а потому мы должны исходить не только из того, что сами хотим рассказать, а прежде всего учитывать, с каким багажом приходит наш посетитель. Стремление к познавательному, эмоциональному, духовному удовлетворению, с которым посетители приходят в музей, напрямую связано с их же стремлением использовать собственное воображение, которое музейщики очень часто игнорируют. Конечно, нарратив может выиграть при использовании определенных сюрпризов, поскольку, удивляя публику, мы подталкиваем ее к размышлениям. У вас в арсенале должно быть что-то, что не дает посетителю отвлечься, что держит его в напряжении. Пожалуй, самый важный момент — это последний экспонат, который увидит посетитель, тот, который лучше остальных отпечатается на подкорке.

Нарративное пространство отличается от кураторского пространства, которое представляет собой определенным образом организованное пространство, интерпретированное с точки зрения куратора, который определяет, какие именно предметы будут экспонироваться, и придумывает подписи к ним, в то время как дизайнер выступает в роли своеобразного переводчика. А посетители им обоим нужны для того, чтобы те читали подписи к экспонатам и радовались этому. К подписям добавляется и обучающий материал, который позволяет посетителям лучше разобраться в экспонатах.

Для Цитирования:
Пауль Ариез, Нарративный подход к созданию музейных экспозиций. Музей. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: