Другое название Красной горки — Фомино воскресенье. Оно отсылает нас к евангельскому рассказу о неверующем апостоле. Когда Христос предстал перед своими ученикам после того, как воскрес, среди них не было Фомы, который поэтому в чудо и не поверил. Через неделю Спаситель явился Фоме, и тот убедился в воскрешении Иисуса. «Неверующий Фома» стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры — как гласит Библия, он основал церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и даже в Индии.
Еще одно церковное название Красной горки — Антипасха (от греческого «вместо»), в данном случае название можно перевести примерно как «подобная Пасхе», и означать оно будет своего рода «повторение» праздника. То есть отмечается этот день так же радостно.
В церквях в этот день последний раз служат литургию по пасхальному чину. Тексты богослужений посвящены как самому событию Христова воскрешения, так и апостолу Фоме.
Вся неделя после Красной горки также называется Фоминой неделей. А во вторник, на девятый день после Пасхи, верующие отмечают день поминовения усопших, Радоницу.
В первой половине дня на Красную горку поминали усопших, а ближе к вечеру собирались всей деревней, чтобы поучаствовать в народных гуляньях. Приходили все, но в первую очередь — юноши и девушки, для них этот праздник был чем-то вроде смотрин. Считалось, что пары, сформированные на Красную горку, будут особенно крепкими.
Название праздника, кстати, берет начало именно из этой традиции. Народ обычно собирался на возвышенности, где проходило большинство гуляний, поэтому и «горка». А «красная» значит «красивая» — из-за нарядных празднующих, которые в этот день надевали свои лучшие платья.
Один из обычаев Красной горки связан с «закликанием» (призывом) весны. Молодежь, опять же на высоком месте, встречала рассвет и водила хороводы под особые песни«веснянки». Потом веселье переходило и на деревенские улицы, причем отлынивать от игр и танцев парням и девушкам считалось зазорным, а кое-где и вовсе сулило несчастье и одиночество в будущем.