Подвеска с эластичными амортизаторами в сочетании с колесами малого размера не отличалась плавностью хода. Коробка передач, находившаяся в картере поперечно расположенного двигателя, работала с высоким уровнем шума и, кроме того, осложняла техническое обслуживание. Подрамники — одни из очагов коррозии, утяжелили Mini, что увеличило нагрузку на скромный по мощности и нелегкий для такой машинки моторчик. Герметичность кузова оставляла желать лучшего — во время дождя и мойки в салон просачивалась вода. В сервисных мастерских Mini недолюбливали, но, несмотря на свои неизлечимые «детские болезни», он обрел необычайную популярность. В 1960-х годах Mini стал культовым явлением не только национального, но и всемирного масштаба.
После проекта ADO15 (Amalgamated Drawing Office 15 — Объединенная художественная студия, проект №15), завершившегося премьерой Mini, его создатель — сэр Александер Арнольд Константин Иссигонис (1906–1988 гг.) — курировал проектирование переднеприводных моделей 1100 (дебют в 1962 г.) и 1800, которая в 1965-м удостоилась титула «Автомобиль года». В 1967 году, когда велась разработка модели Maxi (ADO14), Иссигонис обратился к руководству British Motor Holdings Limited (BMHL) с просьбой перевести его с должности технического директора, отвечающего за перспективные модели, на единственное направление — создание преемника Mini.
Столь неожиданное предложение поступило в крайне напряженный момент, когда на повестке дня было семейство переднеприводных автомобилей нового поколения. Иссигонису все-таки пошли навстречу, но с условием, что данный проект будет реализовываться вне рамок уже сверстанного и утвержденного плана перспективного развития. Это означало, что новый Mini, скорее всего, останется экспериментальным образцом и не трансформируется в серийную модель. Такой исход не смутил Иссигониса, и, как в случае с Mini первого поколения, он сформировал небольшой коллектив единомышленников.
В начале 1968 года группа инженеров с энтузиазмом взялась за проект 9X. Работа предстояла нелегкая: по габаритам преемник должен быть меньше Mini, легче и при этом просторнее своего предшественника. Макет, созданный фирмой Pininfarina на основе эскизов британских дизайнеров, стал основой прототипа, построенного в Бирмингеме командой Иссигониса. По уровню комфорта в передней и задней части салона ему удалось превзойти Mini-оригинал. Как и предписывалось техническим заданием, прототип сделали компактнее: длина меньше на четыре дюйма и сокращенная колесная база при незначительном увеличении ширины кузова.