По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2308-09

Народное художественное творчество России — как способ этнокультурного воспитания

Ваняев А.В. канд. экон. наук, доцент, кафедра основ архитектуры, Государственный университет по землеустройству, Москва, E-mail: osobniak@mail.ru
Краева А.А. ст. пр. кафедры, кафедра основ архитектуры, Государственный университет по землеустройству, Москва, E-mail: k-aleksandra15@mail.ru
Левенцева Е.Н. доцент, кафедра основ архитектуры, Государственный университет по землеустройству, Москва, E-mail: sekretsv@mail.ru
Чубаров С.Г. доцент, кафедра основ архитектуры, Государственный университет по землеустройству, Москва, E-mail: chubarov_s@mail.ru

В статье освещены народные художественные ремесла и промыслы, исторически сложившиеся в российской крестьянской среде, а также возникшие на их основе современные художественные промыслы и ремесла.

Литература:

1. Ваняев А.В., Краева А.А., Левенцева Е.Н. Художественное своеобразие русских лубочных картинок ХVII–XIX вв. Материалы VI Международной конференции «Образ Родины: содержание, формирование актуализация» (24.04.2022). — М.: МХПИ, 2022. — 846 с. Режим доступа: http:// www.mhpi.edu.ru/

2. Занегина А.Б., Левенцева Е.Н., Миронова Е.И., Смоленская В.К. Архитектурный ансамбль Красной площади. Диалог культур как формирование ментальности нации. Материалы VI Международной конференции «Образ Родины: содержание, формирование актуализация» (24.04.2022). — М.: МХПИ, 2022. — 846 с. Режим доступа: http:// www.mhpi.edu.ru/

3. Занегина А.Б., Левенцева Е.Н., Смоленская В.К. Волшебный мир художественных лаков. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции «Искусство — диалог культур» (г. Грозный, 29–30 октября 2021 г.). — Махачкала: АЛЕФ, ЧГПУ, 2021. — 556 с.

4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразит. искусство, 1983. — 344 с.

5. Богуславская И.Я. Предпосылки и истоки местных художественных особенностей в народном искусстве // Народное искусство: материалы и исслед.: сб. ст. / Русский музей. — Санкт-Петербург, 2012. — Вып. 3. — С. 11–26.

В декоративном искусстве, как и во всяком искусстве, выражаются чувства и переживания человека, его душевный мир — запечатлевается душа народа. Это и есть его реальное содержание. В отличие от живописи и скульптуры этот вид искусства, воплощение эмоций и настроений людей осуществляется не путем воспроизведения видимого мира, а посредством создания новых предметов, не имеющих прямого прообраза в натуре. В этом специфика художественного образа в декоративном искусстве, а изобразительное начало в нем играет подчиненную роль. Главное — создание таких форм и такого декора предмета, который бы с наибольшей выразительностью и красотой соответствовал его практическому назначению и художественному замыслу. Сами изобразительные мотивы в декоративном искусстве неизменно становились наиболее условными, обобщенными. Но эта условность является не ограниченностью, а специфическим языком этого искусства, дающим огромные возможности для решения творческих задач. Пример тому — история декоративного искусства человечества.

Народное декоративное искусство России необычайно богато и многообразно. Оно объединяет в себе творчество разных наций и народностей, входящих в состав нашей страны. Русские и татары, карелы и башкиры, десятки народов, населяющих таежные леса Сибири и предгорья Кавказа, — все они обладают своим национальным искусством, имеющим свои глубокие традиции. Вклад каждого народа в сокровищницу классического художественного наследия неповторимо своеобразен, всегда отличен от других и поэтому особенно ценен. Это своеобразие определяется многими причинами: условиями труда и быта, национальным характером, обычаями, привычками людей, особенностями окружающей природы, используемых для художественного творчества материалов. Так, например, в искусстве народов лесной полосы большую роль играют бытовые изделия из дерева, в которых достигнуто художественное единство с деревянной архитектурой жилых домов и хозяйственных построек. В тематике изображений здесь преобладают мотивы северной природы: глухари сидят на вершинах сосен и елей, гуси, лебеди, утки словно плывут по глади озер. Нередки изображения медведя, оленя, соболя, лисы, цветовая гамма довольно сдержанна.

Для Цитирования:
Ваняев А.В., Краева А.А., Левенцева Е.Н., Чубаров С.Г., Народное художественное творчество России — как способ этнокультурного воспитания. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: